Секутор.
Классификация гладиаторов. Часть 2.
Автор: Pipeman
Два прекрасных образца надгробных памятников секуторам. II век н.э. Стамбульский музей.
Обратите внимание на шлемы гладиаторов с многочисленными отверстиями.
Секутор (переводится с латыни как «преследователь») это тяжёлый тип гладиатора, созданный, вероятно, специально для противостояния с ретиарием - недаром, одно из встречающихся в текстах его названий - "контрретиарий". Секутор известен как тип с 30-х годов I века н.э. и, скорее всего, ведёт своё происхождение от мирмиллона (который в ранний период был противником ретиария) – действительно, их вооружение практически идентично, отличие только в внешним виде шлема – если у мирмиллона шлем с большим гребнем, полями и часто различными выступающими деталями, то у секутора шлем более обтекаемой формы, с закруглённым небольшим гребнем и часто всего лишь с двумя относительно небольшими отверстиями для глаз – всё наводит на мысль, что такая форма шлема была выбрана как для более эффективного противостояния сети и трезубцу ретиария, так и для того, чтобы вызывать ассоциации с «головой рыбы».
Шлемы секуторов из Помпей. По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Шлемы секуторов хорошо известны, как по находкам, так и по их изображениям. Наиболее "известная" форма шлема подразумевает два небольших отверстия для глаз - чем-то такой вид напоминает "голову рыбы". Такие отверстия, вероятно, не позволяли нанести ретиарию удар трезубцем-фусциной в глаза. Однако, это не единственный возможный вариант - существует достаточно много изображений секуторов, где их шлемы имеют многочисленные отверстия - иногда в виде кругов из отверстий в районе глаз, иногда в виде "забрала с отверстиями", а иногда в виде "решёток" (вполне в стиле шлемов других тяжёлых типов гладиаторов). Скорее всего такие разновидности (с большим количеством отверстий) были менее безопасны для секуторов, но давали им лучший обзор.
Бронзовое украшение в виде традиционного шлема секуторв с 2-мя отверстиями для глаз.
I-III вв. н.э. Британский музей. По фотографиям Carole Raddato.
Бронзовая статуэтка секутора. Обратите внимание наразновидность шлема и, вероятно, кольчужную манику.
Также интересно обратить внимание на то, что гребни на шлемах секуторов могли иметь очень различную форму. Все их объединяет "закруглённость", но некоторые имеют совсем небольшой размер и заканчиваются плавным скруглением. У других вид небольшого "хохолка" на верхней части шлема. Другие крупнее и смещены к затылочной части. Наиболее экзотичные варианты гребня спускаются к переносице и даже проходят через всю лицевую часть шлема вплоть до подбородка.
Терракотовая масляная лампа в виде шлема секутора.
Musee des Beaux-Arts et d'Archeologie, Vienne (France). По фотографиям Carole Raddato.
Фиалы из стекла в виде шлемов секуторов. Левый из Римско-Германского Музея в Кёльне, правый - из Британский музей. I-III вв. н.э. По фотографиям Carole Raddato.
Существует любопытная статуэтка, у которой откинуто забрало шлема. Носов считает данную конструкцию "вольностью художника" - видимо потому, что подобного более нигде не встречается, а сама конструкция не выглядит особо надёжной - найденные шлемы устроены иначе. Впрочем, я бы не был столь категоричен - учитывая высокое разнообразие внешнего вида шлемов на изображениях, вполне может оказаться, что и такая разновидность тоже существовала.
Бронзовая статуэтка с откидывающимся забралом. II век. н.э.. Музей Древнего Арля.
По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Бронзовая статуэтка секутора (щит утрачен). Обратите внимание на разновидность шлема.
Вооружён секутор был, как и мирмиллон, прямым клинком. На различных изображениях это клинок может быть и вполне приличной длины, соответствующей гладиусу, и напротив, быть очень коротким, едва ли не кинжалом. Не вполне понятно, связано ли это с какими-то изменениями длины в разные периоды, региональными особенностями или произволом художников при их изображении.
Серебряная фибула в виде боя секутора и ретиария. Римский Будапешт - Aquincum.
Взято отсюда.
Надгробные стеллы из музея в Эфесе, Турция. По фотографиям Carole Raddato.
Обратите внимание на различия в шлемах.
Подобно мирмиллону секутор имел на вооружении большой щит скутум. Обычно это был вполне себе традиционный римский щит прямоугольной формы (с изгибом свойственным и армейским щитам). Однако есть несколько изображений, где скутум похоже скруглён сверху или снизу (см. ниже). Если это не какой-то изобразительный приём, то можно предположить, что прямоугольная форма была не единственным, хотя и самым распространённым вариантом.
Фрагмент мраморного барельефа из Metropolitan Museum of Art.
Обратите внимание на щит секутора - похоже, что он "нестандартной" формы.
Около 200 года н.э. Римский Музей (Romermuseum, Augst). По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Обратите внимание на форму щитов секуторов.
Рисунок на керамике. Обратите внимание на щит.
Правую руку секутора (как и мирмиллона) защищала маника (это вообще характерно для всех тяжёлых типов). Маника могла быть как самой простой матерчатой (или предполагают ещё как возможный вариант из кожи), так и металлической (крепящейся поверх матерчатой). В последнем случае она могла быть пластичатой, чешуйчатой или кольчужной. Изредка встречаются короткие маники, защищающие только предплечье.
Терракотовая статуэтка секутора. I-II вв.н.э.
Статуэтка секутора, I-III вв. н.э.
Масляные лампы в виде фигур секуторов (права позволяет это предположить по нижней части шлема).
По фотографиям Carole Raddato. Левая фигура датируется I-II вв. н.э. Правая- II-III вв. н.э.
Левая из Epetium (Stobrec), Split Archaeological Museum. Правая - найдена в Риме, около Porta Asinaria, сейчас находится в Колизее.
Левую ногу секутора защищал малый малый понож (поножи у римлян назывались окреа). В отличие от больших поножей фракийца и гопломаха, малые поножи мирмиллона и секутора защищали ногу только ниже колена. Крепились они (как и поножи других типов) поверх матерчатой защиты.
Ретиарий и секутор. Мозаика из виллы Ненниг, первая половина III в. н.э.
Статуэтка секутора. Roman Grand (Andesina), France. По фотографиям Carole Raddato.
Правая же нога обычно изображается без всякой защиты. Но иногда на ней можно увидеть нечто вроде "сапога без подошвы" (этот девайс ещё изредка называют "гетрами") - гладиаторы сражались босиком, что вероятно, добавляло им устойчивости, а подобный элемент обуви/одежды защищал голеностоп от мелких травм и растяжений. Иногда, похоже, правая нога могла быть защищена матерчатой" защитой.
Костяная рукоять ножа в виде секутора. Римский Будапешт - Aquincum.
Взято отсюда. Обратите внимание на "сапог" на правой ноге.
Медальон из Археологического Музея Ним.
Обратите внимание на правую ногу секутора.
II-III вв.н.э. Статуэтка из музея Уильяма, Кембридж.
Обратите внимание на шлем и н правую ногу.
Как я уже писал в предыдущей статье, в отличие от лёгкого ретиария, который кружил вокруг своего противника, выбирая удобный момент, чтобы набросить сеть или нанести коварный удар, намного тяжелее вооружённый секутор вынужден был наступать на противника, пытаясь заставить того вступить в ближний бой, отсюда, вероятно и прозвище «преследователь».
Терракотовые масляные светильники с изображением секуторов.
Наиболее распространённый вариант боя секутора и ретиария был "один на один". Но судя по изображениям и по некоторым текстам, довольно часто ретиариев и секуторов сводили в бою целыми группами - но всё-таки скорее это были бои отдельных пар, просто сражавшихся одновременно. Есть некоторые предположения о возможности боя "смешанных пар" (секутор и ретиарий против другого секутора и ретиария), но такие гипотезы строятся на слишком слабом фундаменте доказательств.
Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.
Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.
Кроме уже упомянутых боёв парами и группами существовала и ещё одна экзотическая форма боя - на помосте. В этом случае один ретиарий (называемый "понтарием"), вооружённый вместо сети каменными шарами, сражался сразу против двух секуторов. Ретиарий начинал бой на довольно высоком помосте (понсе). Когда два секутора, заходили на помост сразу с двух сторон, то, видимо, ретиарию приходилось туго. Впрочем, судя по изображениям, зайти на помост секуторам было не так уж и просто - наклон "лестниц" был весьма крут.
Бой за помост. Фрагмент рельефа с острова Кос. Рубеж II-III в. н.э. Триестский музей.
Обратите внимание на шары под ногами ретиария и вероятно шар же в его правой руке.
Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.
В отличие от ретиария секутор был весьма популярным типом у мужской части населения Империи, именно им в паре "секутор-ретиарий" благоволили обычно организаторы игр и императоры. "Тот самый" император Коммод и вовсе выступал на арене в роле секутора-левши. Носов пишет, что на статуе воздвигнутой им самим себе он велел указать 12 000 побед (вероятно, имеются в виду и "домашние" победы тоже, потому что по другим данным он одержал 735 побед - тут, вероятно, речь идёт уже о только "публичных выступлениях"). В любом случае, надо понимать, что такое гигантское число побед вряд ли могло быть достигнуто "честным путём" - на публике Коммод избегал выступать со стальным оружием в то время как во время поединков дома не гнушался добивать и калечить своих противников.
Монумент из Татарево (Болгария), находится в музее в Софии.
Надгробный памятник секутора.
На этом, собственно, описание секутора (как типа) заканчиваю. Изображений, как обычно, несколько больше, чем текста - значительную часть оставшегося вы уже могли видеть в предыдущей статье про ретиария, но обратите внимание на мои комментарии к ним - я постараюсь указать в них на любопытные моменты, касающиеся именно секуторов.
Статуэтки секуторов. Римско-Германского Музея в Кёльне. По фотографиям Carole Raddato.
Бронзовая фигурка секутора.
Судя по характерному шлему это тоже секутор.
Барельеф из Ephesus Museum, Selcuk, Turkey. По фотографиям Carole Raddato. Секутор в ходе боя лишился щита.
Стеклянная расписная ваза. I век н.э. Фото взято отсюда.
Мозаика, найденная на Аппиевой дороге. Начало IV века н.э.
Национальный Археологический Музей, Мадрид.
Барельеф из Иераполя Фригийского. Вторая половина II в. н.э. - начало III в. н.э. По фотографиям Carole Raddato.
Обратите внимание на гребень шлема, идущий через всю лицевую часть.
"Ангельские" мозаики из Bignor Roman Villa. Фото отсюда.
Фрагмент барельефа из музея в Измире.
Терракотовая, фляга из Римско-Германского Музея, Кёльн.
Обратите внимание на необычно большой гребень шлема секутора.
Мозаика из Вероны. Около 200 года н.э. Археологический музей в Римском Театре.
Интересная ситуация: секутор смог завладеть клинком ретиария!
Мозаика из Romerhalle, Bad Kreuznach, Germany. По фотографиям Carole Raddato.
Мозаика из Коса, III в. н.э. Музей в Стамбуле. Слева ретиарий и секутор.
Барельеф из музея в Измире. Фото с http://maximus101.livejournal.com/.
Сравните размер "меча" секутора и "кинжала" ретиария.
Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.
Здесь вызывает интерес отсутствие выраженных гребней на шлемах секуторов.
Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.
А на этом фрагменте у поверженного секутора слева тоже нет ярко выраженного гребня,
зато у фигуры в центре гребень подобен гребню мирмиллона.
Возможно, что это именно мирмиллон, сражавшийся против ретиария
(хотя столь "серпастая" изогнутость гребня не характерна для шлемов мирмиллонов) .
И обратите внимание насколько коротки клинки!
Фрагмент мозаики из виллы Боргезе, начало IV в. н.э.
Аналогичная предыдущей иллюстрации ситуация:
противниками ретиариев выступают бойцы в принципиально разных шлемах.
Что интересно и типы маник на этих мозаиках коррелируют с типами шлемов.
Мозаика с острова Кос. Обратите внимание на шлем секутора.
Фрагмент надгробного памятника с могилы ретиария на Аппиевой дороге.
III век н.э., Музей Капитолия, Рим. По книге К.С. Носова "Гладиаторы".
Мозаика из Вероны. Около 200 года н.э.
Археологический музей в Римском Театре.
Фрагмент мозаики из Злитена (Ливия). Обратите внимание на шлем и правую ногу секутора.
Ваза из Музея в Сарагосе. I век н.э. Фото взято отсюда.
Секутора можно увидеть слева вазы. Очень своеобразное по стилистике изображение.
Ваза из Помпей.
Национальный Римский Музей - Термы Диоклетиана, Рим.
По фотографиям Carole Raddato.
Национальный Римский Музей - Термы Диоклетиана, Рим.
По фотографиям Carole Raddato.
Национальный Римский Музей - Бани Диоклетиана, Рим (National Roman Museum - Baths of Diocletian, Rome.
Сильно разрушенный фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.
Фриз II-III вв. н.э из некрополиса Kibyra, Burdur Museum. По фотографиям Carole Raddato.
Мозаика II-III вв. н.э. сильно восстановленная в XIXвеке. Romisch-Germanisches Museum, Cologne.
По фотографиям Carole Raddato.
Терракотовый масляный светильник. Фото отсюда.
В описании указано, что данный объект хранится в Эрмитаже.
Медальон из Римско-Германского Музея в Кёльне. По фотографиям Carole Raddato.
Ваза из Музея в Колчестере (Colchester Castle Museum, Camulodunum (Roman Colchester)). Около 175 г.н.э.
Ваза, I-II вв. н.э. Museum Het Valkhof. Фото отсюда.