Камрад Mike продолжает серию статей о балтийских славянах. Напомним, что первой была статья "Военное дело балтийских славян.", опубликованная на нашем сайте в прошлом году. В новой статье автор расматривает вопрос использования балтийскими славянами знамён, значков и священных реликвий в военное время и в мирной жизни.
".. Проблема "знамен" не только для балтийских славян, но и для всего балтийского региона остается малоизученной. В первую очередь это связано с отсутствием либо малочисленностью археологического материала. Тоже относится и к изобразительным источникам. Потому, основным типом источников, дающим материал для исследования данного вопроса, являются свидетельства очевидцев и иные письменные источники..." - М. Бостриков aka Mike
М. Бостриков aka Mike
«Знамена балтийских славян VIII-XIIвв.»
Проблема "знамен" не только для балтийских славян, но и для всего балтийского региона остается малоизученной. В первую очередь это связано с отсутствием либо малочисленностью археологического материала. Тоже относится и к изобразительным источникам. Потому, основным типом источников, дающим материал для исследования данного вопроса, являются свидетельства очевидцев и иные письменные источники. Чаще взгляд исследователей обращается на изучение знамен более поздних времен (начиная с XVIIв.), на данный же период стоит отметить ряд работ по исследуемой теме. Одной из первых работ по русским знаменам стала книга «Русские старинные знамена» Лукиана Яковлева, которая являлась дополнением к третьему изданию «Российских древностей» от 1865 года. Правда автор почти не касается рассмотрения знамен раннего периода (до XIIв.). Одной из самых известных работ (также по русским знаменам) является статья Рабиновича М. "Древнерусские знамена (X-XVвв) по изображениям на миниатюрах", в которой на основе ряда письменных и, особенно, изобразительных источников делается попытка реконструкции знамен Древней Руси.
Рассмотрение вопроса инсигний касательно балтийского региона эпохи викингов проведено в статье Кулакова В.И. "Знамена дружин балтийского региона эпохи викингов".
В данной же работе будет сделана попытка исследования и реконструкции знамен балтийских славян в период с VIII по XIIв.
Сначала стоит рассмотреть следующий вопрос: а существовали ли вообще знамена у балтийских славян в рассматриваемый период и если да, то как и где применялись - использовались ли на войне или в мирной жизни?
Подобные сведения действительно присутствуют в ряде источников. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Но начать стоит скорее с косвенных данных. Естественно, что балтийские славяне, как и иные народы не жили изолированно, а потому, наверняка, были знакомы с культурой своих соседей, в т.ч. и в области инсигний (знамен и иных военных знаков). А наличие знамен зафиксировано для соседей балтийских славян - скандинавов (причем можно выделить несколько типов знамен), как изобразительными, так и археологическими данными[1]. И славяне, конечно, имели представление о знаменах скандинавов, сталкиваясь с ними в бою как по одну, так и по разные стороны. Так в битве при Бравалле одна из предводительниц славян Хета несла перед войском датское королевское знамя[2].
Есть свидетельства и более конкретные, относящиеся непосредственно к балтийским славянам. Так Бруно Кверфуртский указывал, что в одном из походов союзники немцев, лютичи, несли перед войском знамена "дьявола Сварожича"[3]. В "Саксонской Хронике" Конрада Ботто упоминается святилище Бога Прове, который "имел знамя"[4]. Вообще, довольно часто знамена являлись атрибутами Богов и хранились в их храмах. Так, уже упоминались знамена Сварожича. Саксон Грамматик, говоря о Святовите, указывает, что этот Бог "имел свои боевые значки или знамена. Главнейшее из них называлось Станица"[5]. А Титмар Мерзербургский в своей Хронике упоминает несколько знамен лютичей, на которых было изображение Богини"[6].
В "Житие Оттона Бамбергского" авторства Эббона есть следующее свидетельство: "Ведь в самый день его прихода город (Гевельберг, город гаволян), повсюду увешанный знаменами, справлял праздник некоего идола Яровита"[7]. Это свидетельство интересно несколькими моментами. Во-первых, оно указывает, что знамена не были чем-то необычным, редким или строго религиозным символом, потому как весь город был увешан знаменами (хотя и в связи с религиозным праздником). Во-вторых же, видно, что знамена использовались не только на войне, но и в мирной жизни.
Итак, мы можем уверенно говорить о наличии у балтийских славян знамен в исследуемый период, причем как боевых, так и "мирных", праздничных. Причем, изготовлением знамен и значков часто занимались жрецы при храмах, о чем упоминает Саксон Грамматик: "Из этой добычи он (жрец) создавал всякого рода инсигнии и храмовые украшения"[8].
Но теперь встает вопрос о внешнем виде этих знамен. Попробуем классифицировать и реконструировать внешний вид знамен балтийских славян в исследуемый период.
Во-первых, стоит отметить, что имеются сведения о том, что в качестве инсигний использовались не только знамена. В качестве боевых инсигний выступали реликвии в виде оружия или иных знаков. Рассмотрим их подробнее.
Часто в качестве инсигний использовалось копье, как священная реликвия. В городе Велегосте в храме Яровита хранилось (и почиталось) "копье и щит, который носили впереди воиска - не то как знамя, не то как ратный оберег, не то все вместе"[9].
Со священным копьем связана история города Юлина (Волина). Эббон говорит:"Юлин, Юлием Цезарем основанный и названный - в котором даже копье его, прикрепленное к колонне огромной величины, памяти его служило..."[10].
О том же говорится в другом Житие Оттона (авторства Монаха Прифлингенского): "в это время у юлинцев... почиталось благоговейно хранимое копье Юлия Цезаря"[11].
Видимо, к обычаю применения копья, как инсигний в бою восходит традиция применения на более поздних знаменах навершия, носящего название "копейце".
Сюда же можно отнести и обычай водружения на копье головы врага и выставление этого копья на обозрение. Так, например, поступили русы под Доростолом (с начальником осадного парка ромеев Иоанном Коркуасом)[12]; или ратаре с епископом Иоанном[13]. Эта традиция имеет глубокие корни и восходит, видимо, к отождествлению копья, как символа мирового древа, а самого обычая, как символа первожертвы[14].
Но в качестве "знамен" (знаков) использовались не только копье (и иное оружие), но и иные типы знаков. Так "перед войском вылеты носили огромный крест..."[15] А в храме Свентовита в Арконе хранились значки (Signa) в "виде орлов". Это свидетельство весьма примечательно. Во-первых, это может указывать на древность традиции, восходящей видимо к еще римскому периоду и стоящей в одном ряду с легендой о возникновении Волин (Юлина) и копье Юлия Цезаря. На древность традиции могут указывать и, хранимые вместе с "орлами", пурпурные ткани "ветхие от времени" (если учесть что хранились они бережно, то ткани действительно древние).
Во-вторых, сам символ - хищной птицы - был довольно распространен у славян. Особенно образ сокола, что отразилось в различных видах в культуре славян: в эпосе (былинах и песнях), в древнерусской литературе (Слово о полку Игореве. Причем соколом назван Рюрик Ростиславич), в геральдических мотивах (так называемые "знаки Рюриковичей" и форма для отливки .обнаруженная в Ладоге) и, что собственно важно, в названии славянских племен - одно из племен ободритского союза носило имя рарогов-соколов. Таким образом, использование значков в виде "орлов" (соколов?) могло быть и живой традицией связанной с культурой (в первую очередь воинской) славян.
Теперь стоит перейти к рассмотрению собственно знамен и их видов.
Кулаков В.И. в своей работе посвященной инсигниям балтийского региона[16] выделяет несколько типов знамен. Первый тип представляет собой металлическую (бронзовую, позолоченную) пластину размером приблизительно 30x40 см., "подвижно прикрепляющуюся к древку короткой стороной"[17]. Один край пластины был закруглен, к нему крепилась кожаная или тканевая бахрома. Данный тип знамен ближе скорее к "боевым значкам", чем собственно знаменам. Подобный тип "знамен" не зафиксирован у балтийских славян, хотя подобные "значки" могли использоваться, как взятые в качестве трофея и хранимые в храмах.
Второй тип представляет собой знамя с матерчатым или кожаным полотнищем, которое могло украшаться бахромой[18] или иными способами, как например, знамя хранимое в святилище Проне (Прове) было украшено колокольцами[19].
Именно "полотняные" знамена были характерны для балтийских славян. Так во время праздника в честь Яровита весь город был "увешан" знаменами. А на "матерчатость" знамени Святовита прямо указывается: "Свентовит имел свои боевые значки или знамена. Главнейшее из них называлось Станица. Оно было отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским... и власть этого "куска полотна" была сильнее власти княжеской"[20]. И, как уже упоминалось, знамена изготавливались в храмах из добычи, среди которой, в том числе, "было собрано много пурпурных тканей"[21]. При разрушении Кореницы данам среди добычи достались и ткани: "шелк, и хлопок, и пурпур"[22].
Эти свидетельства позволяют приблизиться к решению еще одного вопроса - о цвете знамен балтийских славян. Вообще, самым популярным цветом у славян был красный (некоторые исследователи даже название "русы" связывали с этим цветом[23]). Красный цвет использовался на щитах; одежде - плащи, вышивка и в иных проявлениях культуры. Касательно знамен, можно вспомнить "чермное" знамя Дмитрия Донского на Куликовом поле или «чермный стяг» в «Слове о полку Игореве». Красного же цвета часто изображаются русские знамена на средневековых миниатюрах[24].
Косвенным подтверждением может послужить частое упоминание красных (пурпурных) тканей, в том числе в храмовой жизни. Так, кроме уже упоминаемых "пурпурных тканей", хранимых с прочей военной добычей, есть и иные свидетельства. В Арконе "стены храма были увешаны пурпурными тканями, наделенными красотой"[25], а в Коренице "храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы"[26], а в Ретре в храме Радогоста находилось "ложе из пурпура"[27].
Бруно Кверфуртский упоминает "кровавые" (в иных переводах "окрашенных кровью") знамена Сварожича[28].
Об изображениях на знаменах нам практически ничего не известно, но так как многие знамена хранились в храмах и были посвящены Богам, то можно предположить, что эти знамена несли какие-то знаки этих Богов. А знамена велетов несли изображение Богини. К сожалению, не известно какой именно. Это свидетельство (Титмар Мерзербургский)[29] интересно этим упоминанием изображения женского Божества на знамени. Что может перекликаться с последующими "заступническими функциями" при осаде городов икон именно Богородицы и ее изображением на знаменах более позднего периода. Видимо, такая традиция уходит как раз к исследуемому периоду, а затем под влиянием новой религии несколько видоизменяется.
Итак, основываясь на данных источников, можно сделать вывод, что славянами Балтики использовались знамена и различные виды "боевых значков", в том числе в виде фигур "священных птиц" или оружия. Основным же типом знамен были матерчатые, обычно красного цвета, на которых могли изображаться лики Божеств (в том числе женских), и которые могли украшаться, например бахромой или колокольцами.
[1] Подробнее см. работу Кулакова В.И. «Знамена дружин бултийского региона»
[2] Саксон Грамматик о Бравалльской битве, а также ряд работ посвященных этой битве, например Философов И.Ю. Славяне в битве при Бравалле
[3] Письмо св. Бруно Кверфуртского к Императору Генриху III (1008г). Прозоров Л.Р. «Варяжская Русь» с.113-114
[4] Конрад Ботто «Саксонская Хроника» (1492г.)
[5] Саксон Грамматик «Деяния данов»
[6] Титмар Мерзербургский «Хроника» VII,47. 1017г
[7] Эббон «Житие Оттона Бамбергского» III,3.
[8] Саксон Грамматик «Деяния данов»
[9] Цит. по Прозоров Л.Р. «Варяжская Русь» с.117
[10] Эббон «Житие Оттона Бамбергского» III,1
[11] Монах Прифлингенский «Житие Оттона» (12в.)
[12] Лев Диакон книга книга 9, п.5
[13] Адам Бременский Деяния епископов Гамбургских, 11в.
[14] См, например работу Прозоров Л.Р. «Времена Русских Богатырей»
[15] По Прозоров «Варяжская Русь» с.113-114
[16] Кулаков В.И. «Знамена дружин балтийского региона»
[17] Там же
[18] Там же
[19] По Прозоров Л.Р. «Варяжская Русь» с.109 с ссылкой на Конрад Ботто «Саксонская хроника»
[20] Саксон Грамматик «Деяния данов» (История Дании)
[21] Там же
[22] Книтлинг Сага
[23] Подробнее см. работы Кузьмина А.Г.
[24] Рабинович М. «Древнерусские знамена по изобразительным источникам»
[25] Саксон Грамматик «Деяния данов»
[26] Там же
[27] Адам Бременский Деяния епископов Гамбургских, 11в.
[28] Письмо св. Бруно Кверфуртского императору Генриху III
[29] Титмар Мерзербургский Хроника, 11в.
____________________
Используемая литература:
1. Письмо св. Бруно Кверфуртского императору Генриху III (1008г.)/ Boguslawski W. Op. cit. S. 735
2. Титмар Мерзербургский Хроника (нач. XIв.)/ Monumenta Germaniae Historica. Т. V. Scriptorum. T. III. Hannoverae, 1839. P. 812, 857-858
3. Адам Бременский Деяние епископов гамбургских (XIв)/ Славянская хроника/ Пер. Л. В. Разумовской. М, 1963. С. 37, 77
4. Эббон Житие Оттона, епископа Бамбергского (XIIв)/ Monumenta Germaniae historica. Т. XIV. Scriptorum. T. XII. Hannoverae, 1856 P. 842, 851-852, 858-859, 861, 865.
5. Монах Прифлингенский Житие Оттона (XIIв)/ Monumenta Germaniae Historica. Т. XIV. Scriptorum. P. 891, 893-894,915.
6. Саксон Грамматик История Дании (Деяния данов)
7. Сага о Книтлингах (XIIв.)/ Monumenta Germaniae historica. Т. XXIX. Hannoverae, 1892. P. 314
8. Конрад Ботто Саксонская хроника (1492)/ Schwenk К. Die Mythologie der Slawen. Frankfurt a. m., 1853. S. 169, 178-179; Jagic V. zur slawischen runenfrage// Archiv fur slawische philolog'e. 1880. Bd. V. S. 204
9. Лев Диакон История, книга5-9.
10. Прозоров Л.Р. Варяжская Русь. Славянская Атлантида 2010г.
11. Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей, вглубь веков.
12. Кулаков В.И. Знамена дружин балтийского региона
13. Рабинович М. Древнерусские знамена (X-XVвв.) по изображениям на миниатюрах/ Новое в археологии изд.МГУ, 1972.
14. Яковлев Л. «Русские старинные знамена», дополнение к третьему изданию Российских древностей, 1865.