Сегодня мы публикуем статью камрада Dayskeeper'а о воинах майя, основанную на большом количестве изобразительных источников:
"..В этой статье рассматривается военное дело майя постклассического периода с заметным мексиканским влиянием (1200-1500 гг.) и времен Конкисты (1517-1541 гг.) насколько это позволяют испанские документы и индейские хроники, записанные латиницей. К удивлению испанцев, сражаться им пришлось не с ордами «дикарей», а с вполне организованными, экипированными отрядами агрессивных и мотивированных воинов.." - Dayskeeper.
Перед битвой. Фрагмент фрески в Храме Воинов. Чичен-ица. Внизу командир в тюрбане отдает солдатам приказы (завиток возле губ означает речь).
ВОИНСТВЕННЫЕ МАЙЯ
Автор статьи: Dayskeeper
В этой статье рассматривается военное дело майя постклассического периода с заметным мексиканским влиянием (1200-1500 гг.) и времен Конкисты (1517-1541 гг.) насколько это позволяют испанские документы и индейские хроники, записанные латиницей. К удивлению испанцев, сражаться им пришлось не с ордами «дикарей», а с вполне организованными, экипированными отрядами агрессивных и мотивированных воинов. В 1517 г., например, отряд Франсиско Эрнандеса де Кордобы столкнулся с войском майя. Татуированные и разукрашенные в боевую раскраску, со свистом и воплями, майя сначала осыпали испанцев камнями и стрелами, а затем, перестроившись, пошли на них врукопашную. Сам Кордоба впоследствии скончался от ран, нанесенных ему воинами майя. Завоевание испанцами северных областей майя началось в 1528 г. под руководством Франциско де Монтехо. К тому времени майя уже не желали сражаться «по правилам». Они нападали на испанцев по ночам, устраивали засады и ловушки, вели партизанскую войну. На протяжении всего 16 в. испанцы чувствовали себя на этой территории весьма неуверенно. Южные области майя покорял Педро де Альварадо, прибывший в Гватемалу в 1523 году из Мексики. Ко времени его смерти в 1541 году земли киче и какчикелей (племена майя) уже полностью перешли под власть испанцев и всякому сопротивлению пришёл конец.
Военная тактика майя формировалась не одно столетие. Воины майя явно следовали традициям ведения боя, появившимся в результате междоусобных конфликтов задолго до испанского вторжения. Хотя информации об организации военного дела у майя классического периода (300-900 гг.) практически нет, также очень скудная информация о постклассическом периоде 900 -1200 гг. Известно, что до прихода конкистадоров войны были весьма ограниченными по продолжительности явлениями. Сражения всегда заканчивались с наступлением темноты и военные действия очень редко велись вдали от дома. Для майя на войне главным было не убить врага, а пленить его, чтобы с триумфом принести его в жертву. Если командира врагов брали в плен, сражение тут же заканчивалось. Хотя пленение важных особ в ритуально-сакральных целях – не единственная причина войн между городами майя. Другими мотивами войн являлись наложение дани на соперника, передел земельных границ, контроль природных ресурсов (например, месторождения соли, рощи какао и т.д.), месть, то есть желание отстоять честь своего рода и т.д.
Во время войны правители селений «батабы» , буквально «начальники селений» (наместники верховного владыки «халач виника») собирали ополчение и приводили свои отряды к правителю. Были также постоянные отряды «профессиональных» воинов «хольканов» (буквально «храбрых»), получавших жалованье во время боевых действий. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира (Диего Ланда пишет: «Они (майя) делали панцири, стеганные из хлопка и крупной соли, набитой в два слоя, и они были крепчайшие»)
на фото - воин в стеганых хлопковых доспехах
и были вооружены копьями, щитами и дротиками с копьеметалкой.
До 16 в. сохранялся обычай избирать военного вождя «наком», буквально «поднимающий знамя», которому воздавали божественные почести. «Наком» избирался на три года. Войско возглавляли два "капитана". Одним из них был правитель селения «батаб» Другой — «наком». Существует предположение, что батаб «одухотворял» войско своим присутствием, в то время как командовал «наком». Но «батаба» не всегда брали на войну. В ряде случаев войском командовал один «наком». Наком и его ближайшие подчиненные, как правило, знатного рода, носили богато украшенные доспехи, сверкающие драгоценности и головные уборы, значительно увеличивающие их рост (Диего Ланда пишет: «Некоторые сеньоры и капитаны имели как бы шлемы из дерева, но их было немного…плюмажи и шкуры пум и ягуаров надевали те, кто их имел»).
Кликните, чтобы увеличить.
Войска, снабжаемые носильщиками, не могли долго держаться в поле или вести осаду. Поэтому военные походы тщательно подготавливались, засылались разведчики «сабим бе» - «ласка дороги» и подыскивались союзники. Для непродолжительных и решительных военных действий, которым отдавали предпочтения майя, наилучшей тактикой являлось неожиданное нападение. Из засады майя нападали на противника с диким военным кличем, под бой барабанов и рёв труб.
В рукопашной схватке воины сражались копьями «нааб те»,
дубинками,
часто со вставленными обсидиановыми лезвиями,
а также наподобие ацтекского макуауитля ( верхняя часть этого экземпляра, найденного в Чичен-Ице, была покрашена в красный цвет, обсидиановые лезвия навершия не сохранились ),
топориками «чак» (Диего Ланда пишет: «…топориками из определенного металла, которые прилаживали к деревянной рукоятке. Лезвия делали ударами камня, так как металл мягкий»), вероятно, медь с оловом.
и с обсидиановыми топорищами,
Кликните, чтобы увеличить.
прикрываясь щитом «мааш». Диего Ланда пишет: «Щиты они делали из расщепленного тростника, тщательно сплетенные и отделанные кожей оленя…»
Упоминаются также ножи и нечто вроде трезубцев, которые изготовляли из крупных морских раковин. Духовые трубки «сербатаны» применялись, скорее всего, только для охоты.
Во врагов бросали копьемететалкой «хул-че» (как ацтекский атлатль) )дротики «хул», «чиик»( на фото)
и метали камни рукой (фото – воин держит в левой руке камень, в правой военный штандарт. Его головной убор – стилизованная голова попугая).
Диего Ланда пишет: «…бросают камни очень метко и сильно и целятся, когда бросают, с помощью указательного пальца левой руки в то, во что бросают".
Также камни метали с помощью пращи «йун-тун» (фото статуэтки с острова Хайна)
Лук «чулул» стал известен только после тольтекского завоевания Юкатана в 10 веке. Диего Ланда пишет: « У них (майя) было оружие для нападения и защиты. Для нападения были луки и стрелы, которые они носили в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечников и зубами рыб, очень острыми, ими они стреляли с большим искусством и силой. Их луки были из превосходного желтобурого дерева удивительной прочности, скорее прямые, чем изогнутые, а тетивы – из конопли. Длина лука всегда несколько меньше, чем тот, кто его несет. Стрелы из тростника, очень тонкого, длиной свыше пяти пядей. Они пригоняли к тростнику кусок тонкой палочки, очень прочной, к котрой был прикреплен кремень, Они не употребляли и не знали применения яда, хотя имели в изобилии яды, которыми можно отравить стрелы».
Фрагмент фрески из храма Воинов в Чичен-Ица с изображением воинов–тольтеков с луками, стрелами и щитами, плывущих вдоль берега в больших каноэ и готовящихся к нападению.
Кликните, чтобы увеличить.
Для руководства боем употреблялись знамена «лакам»
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
и штандарты.
На фото – солдат с боевым штандартом.
На фото – воин в хлопковых доспехам с боевым штандартом.
На фото – воин с боевым штандартом. Во время боя и в походе такие круглые штандарты поднимались высоко вверх. Фрагменты некоторых статуэток покрашены синей краской. Следует иметь ввиду, что это не штандарт синего цвета, а ритуальное нанесение синей краски на предметы человека, ушедшего в иной мир.
Перед боем войско «катун» делили на отряды «уцукуль катун». В центре находился «батаб» либо сам «халач виник», буквально «истинный человек» - правитель самого высшего ранга ( если «батаб» - это капитан, то халач виник – маршал, хотя ему применительно более такие слова как царь или король.
Под его подчинением находилось несколько «батабов», которые часто принадлежали к его роду. На поле битвы они выделялись богато украшенным оружием и костюмами). В его свите также находились духовные лица - жрецы. Также по несколько жрецов сопровождали свиту «бакаба» и «накома». Главный отряд — «халач виник» с «хольканами» был вооружен щитами и копьями (возможно это оружие как оружие знати, носило у майя элитный характер), а также дротиками. Пехота с двуручными деревянными мечами, видимо, находилась тоже в центре, поскольку это оружие, вероятно, как и копьё, имело также элитный характер. Левый и правый фланги занимали ополчение с «накомом», вооруженные луками и пращами. Стрельба была очень плотная и шла очень низко над землей. Вероятно, некоторым выдавали стеганые доспехи из многослойных хлопковых накидок, но большинство из них все же были в одних набедренных повязках. За лучниками стояли копейщики. Таким образом, тактика была построена на максимальном использовании возможностей лучников, хотя и не отличалась разнообразием, как тактика, применяемая пешим войском, имеющим на вооружении метательное, колющее и ударное оружие - последовательно: обстрел, копейные атаки, и сокрушающий удар тяжелым оружием.
Среди характерных черт постклассического периода у майя некоторые авторы (Томпсон) упоминают о воинских орденах, наподобие ацтекских орлов и ягуаров.
Для вдохновенной росписи миниатюр индейцев майя есть несколько ресурсов с изображениями воинов доколумбовской эпохи: - посуда (вазы, чаши, тарелки) – каталог Kerr Maya Vases - мелкая пластика – статуэтки с острова Хайна - фрески из городов Бонампак, Чмчен Ица
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку майяских щитов и копий, взятых из каталога Justin Kerr. Эти фрагменты из парадной керамики (росписные вазы) относятся к классическому периоду майя (600-900 гг. н.э.).
КРУГЛЫЕ ЩИТЫ
Кликните, чтобы увеличить.
ПРЯМОУГОЛЬГЫЕ ЩИТЫ
Щит халач виника. На щите нарисован глиф «ахав» - буквально повелитель, господин, владыка.
КОПЬЯ
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
Кликните, чтобы увеличить.
фрагмент фрески из Бонампака
Кликните, чтобы увеличить.
СТАТУЭТКИ МАЙЯСКИХ ВОИНОВ
__________________________________________________________
БИБЛИОГРАФИЯ
Чарльз Галленкамп «Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации» Издательство «Наука», Москва, 1966. Диэго де Ланда «Сообщения о делах в Юкатане» Издательство Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1955. Альберто Рус «Народ майя». Москва, «Мысль», 1986. «Власть в аборигенной Америке». Шестой сборник серии «Проблемы индеанистики». Москва, «Наука», 2006. Майкл Ко «Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты». Москва, «Центрполиграф», 2003. Ральф Уитлок «Майя. Быт. Религия. Культура». Москва, «Центрполиграф», 2005. Дэвид Дрю «Майя . Загадки исчезнувшей цивилизации». Москва, «Полиграфист», 2004. А. В. Пакин «Война и военное дело майя Юкатана накануне испанского завоевания». «Para bellum» № 29 СПб
|