Italeri 6019/Звезда 8004.
«Teutonic Knights. XIIth-XIIIth CENTURY.»/«Рыцари Тевтонского Ордена. XIII век.»
Автор обзора: Tengel
Автор фотографий литников: Ltyz
Тевтонцы – очень неплохой италовский конный набор. Как и «Рыцари крестоносцы» он разработан фирмой «Италери», но в России продаётся как звездовский. В целом, набор хороший, и удачный.
Историчность. Находится на высоком уровне. Набор был «Италом» сделан в паре с «монголами» и изображает у них Ледовое побоище. У них там в Италии далеко не все знают о том, как в XIII веке в холодной северной стране, зимой, на льду большого озера столкнулись две армии – диких татар :) и гордых рыцарей, и «Италери» этот пробел в знаниях европейцев заполнила. Только почему-то русских забыли. Кроме того, Рава (художник, который оформляет коробки «Италери» и «Хэта») явно изучал русскую зиму. На Италовской коробке настолько холодно, что у лошадей из ноздрей идёт пар такими струями, будто лошади у тевтонцев были на паровом ходу.
Судя по некоторым деталям снаряжения и позам, историческим источником по тевтонцам для италовских лепщиков послужил «Мэн-эт-армс», весьма авторитетное и толковое издание. Вероятно этим объясняется, что тевтонцы неплохо вписываются в 13в. И это несомненное их достоинство. В наборе есть рыцари вооружённые фальшонами, длинными двуручными или полуторными мечами с массивным изогнутым лезвием, излюбленным оружием северных германских рыцарей именно в 13в, есть рыцари с моргенштернами, которые тоже были популярны именно в то время в северной Европе. Из защитного вооружения они имеют характерные для того времени шлемы в виде вёдер – рыцари, «шапель де феры» («железные шляпы») – кнехты. Часть кнехтов, всё ещё носит отмиравшие в те времена конические шлемы, часть обходится кольчужными подшлемниками. Кроме треугольных и коротких миндалевидных щитов, в 13в появились и кавалерийские щиты сложной формы, с выемкой для пики, такие щиты держат некоторые кнехты и рыцарь с фальшоном. Доспехи представлены безумно популярными в те времена хауберками – кольчужными «комбинезонами» с интегрированными кольчужными рукавицами, подшлемниками и, нередко, чулками. Из одежды на воинах котты и короткие плащи. В общем, можно признать, что вооружение и снаряжение бойцов вполне соответствует времени, народу и местности. Это вполне архетипная североевропейская рыцарская конница расцвета средневековья.
Примерно половина фигурок несёт крестоносную тевтонскую символику, которая опять же передана довольно точно. У другой половины – какие-то другие гербы. К сожалению, мне не удалось опознать ни один из них, я не представляю себе, кому мог принадлежать герб с изображением бегущего оленя, розы (или горящего куста?), или хотя бы к какой местности эти символы могут относиться. Несколько проще с трёхбашенным замком, который был распространённым символом на гербах северогерманских городов, и орлом, характерным для Священной Римской (Германской) Империи и её императоров Штауфенов и Габсбургов. Но, повторюсь, такие гербы и в таких сочетаниях я нигде не встречал, подозреваю, что италовские дизайнеры взяли их «из головы».
Тевтонские цвета – чёрное на белом фоне. Для фигурок 72го масштаба такое цветовое решение представляет некоторую проблему, так как белые фигурки, на белом снегу (в диараме) или на белой бумаге теряются как в маскхалатах. Вообще, для 72ых фигурок лучше яркие цвета. Но тут, увы, ничего не поделаешь, тевтонский орден носил определённый цвет – белое с чёрным – рыцари, серое с чёрным – кнехты. Единственная лазейка – в составе тевтонских армий сражались ещё и пилигримы, и союзники, и вассалы Тевтонского ордена, которые в нём не состояли, и тут уж можно развернуться с цветами, как душе угодно.
Несомненное достоинство набора – то, что (ура, товарищи!) количество вспомогательной конницы практически равно количеству рыцарей. Раньше вспомогательной конницы либо не было вообще, либо её было до обидного мало. С одной стороны, «не рыцарей» надо бы сделать как можно больше, чтобы соблюсти историческую справедливость, с другой – надо привлекать не коллекционеров, а массового покупателя, так называемых «казуалов», а казуал любит, чтобы было «круто», и в коробке с надписью «рыцари» должны быть рыцари, причём тяжёлые и навороченые. Здесь «Италери», похоже, достигло оптимального соотношения, доступного, для массового набора 50 на 50.
Историчность портят обычные и характерные для «Италери» проблемы. Негодные для рыцарей «гусарские» лошади; короткие пики; и вообще малое количество пик; невразумительные командные группы, из девяти рыцарей четверо ярко выраженные командиры и один – знаменосец, кроме того, есть два знаменосца – кнехта.
По историчности набор хороший.
Историчность – 8 баллов.
Коробка от «Звезды», лицевая сторона.
Техническое исполнение. Видно добротное италеровское качество и большой опыт. Все детали аккуратно пролиты, узнаваемы, их много, вплоть до отдельных деталей шлемов, но все они по делу. Лишних деталей нет. Есть лица и паттерны узоров и гербов. Так что с точки зрения деталей качество выше всяких похвал.
Некоторые проблемы есть с позами. Как и у большинства всадников, позы тевтонцев грешат двумерностью, впрочем, это не бросается в глаза, учитывая, что они все верховые. Позы вообще в этом наборе имхо слабее чем у крестоносцев. Два кнехта, те, что с поднятым мечём повторяют практически друг друга. Рыцари с кистенями держат их совершенно неестественно, а те, которые с топорами, так и вовсе едут, как на демонстрации. Не очень удачно сидит рацырь с копьём, как-то странно он его в сторону отставил, как будто хочет что-то достать. Это при том, что есть и очень удачные позы: рыцарь с фальшоном, кнехт с мечём «в сторону» мне очень нравятся, да и героический «меч над головой» тоже очень удачен, только жаль, что таких вариантов два.
С лошадьми ещё хуже. Как-то уж совершенно неестественно они «летят вперёд», да ещё при этом неустойчиво стоят на одной ноге. Добавьте сюда традиционную худобу и поджарость италовских лошадей. Лошади у тевтонцев – это неудача «Италери».
Фигурки выполнены из серого серебристого неяркого пластика «под кольчугу», что удобно в покраске. Облоя на ранних литниках не было совсем, но теперь прессформы поизносились и облой появился, причём, местами довольно сильный.
Техническое исполнение - 7 баллов.
Разнообразие. В наборе 17 конных фигурок. 4 варианта лошадей и 9 вариантов всадников. Это очень хороший уровень.
Разнообразие – 8 баллов.
Первый литник, вид с двух сторон.
Второй литник, вид с двух сторон.
Актуальность. С точки зрения актуальности набор невыдающийся. Европейский рыцарский набор 12-13вв на момент выхода тевтонцев уже был, причём хороший и доступный: «Рыцари-крестоносцы». Не выдающийся, но довольно ценный. Если пользоваться ККИшной терминологией – это идеальный бустер. Там есть всё, чего не хватает в «крестоносном» наборе: хорошие рыцарские командные группы, нет только музыки, много нерыцарской кавалерии, есть дополнительное рыцарство. В общем, набор или два пригодится всем владельцам армий «классического» средневековья.
Актуальность – 8 баллов.
Доступность – высокая.
Итог. В целом набор удачный. Исторически достаточно точный, разнообразный, актуальный, с прекрассной италовской деталировкой. Из недостатков обращают на себя внимание лошади, не очень удачные позы у половины рыцарей, дублированные позы двух лёгких, в последних наборах – заметный облой.
Историчность – 8,
Техническое исполнение – 7,
Разнообразие – 8,
Актуальность – 8,
Итог – 7,75