Звезда 8020. «Русская тяжелая пехота – гренадеры. 1812-1814гг.»
Автор обзора: Bess
Автор фотографий набора: ss39
Коробка, лицевая сторона
Гренадеры – традиционный вид элитной тяжелой пехоты, к началу 19 века имевшийся практически во всех европейских армиях, в том числе и в российской. Русские гренадеры также набирались из высокорослых, физически крепких мужчин, они также считались элитой, не уступающей своим европейским "коллегам" ни в силе, ни в храбрости, ни в упорстве, ни в выучке. Стоит также отметить, что стойкостью, беспримерной отвагой и самопожертвованием русского солдата восхищался сам великий и "ужасный" Наполеон…
Историчность. Вначале я бы хотел рассмотреть внешнее оформление коробки, а уж затем то, что находится внутри. Лично я считаю, что производителям исторических миниатюр необходимо обращать должное внимание на историчность рисунка на коробке, ведь кто-то при покраске фигурок может руководствоваться исключительно этим изображением.
Итак, на лицевой стороне коробки изображены солдаты 2 батальона, 2 гренадерской роты, гренадерского взвода, о чем можно судить по цвету их репейков и расцветке темляков. По результатам обсуждения проекта данного обзора на форуме сайта, полковая принадлежность русских гренадеров на рассматриваемом нами рисунке до сих пор не выяснена.
От себя хочу добавить, что рисунок А.Каращука необычайно красив и динамичен. Основных замечаний у меня к нему несколько:
1. Цвет тесачных ножен нижних чинов. На рисунке изображены ножны черного цвета, однако солдаты русской пехоты рассматриваемого нами периода вооружались тесаками, которые носили в деревянных, обтянутых некрашеной кожей, или в кожаных некрашеных ножнах с латунными устьем и наконечником. Указанные ножны на походе могли зачехлять (чехол шился из черной промасленной ткани), но ввиду того, что гренадеры на рисунке показаны в парадной форме, чехол черного цвета здесь абсолютно неприменим.
2. Цвет "крыльцев" на мундирах ротных музыкантов – флейтиста и барабанщика. Доподлинно известно, что мундиры музыкантов имели темно-зеленые суконные крыльца на рукавах и расшивался белой тесьмой. Ротные музыканты носили мундир, расшитый белым галуном на рукавах, обшлажных клапанах, на груди, вокруг пуговиц. Батальонные и полковые барабанщики имели унтер-офицерские отличия. На рукава нашивались углы, тесьмой обшивались все швы мундира и низ бортов, также обшивались отвороты фалд и две пуговицы, находящиеся на лифе.
Хочу отметить, что вопрос о количестве углов на рукавах барабанщиков остается открытым. В одних источниках говориться о 6 углах для ротных музыкантов и 7 – для батальонных и полковых (по всей видимости, этим хотели подчеркнуть унтер-офицерское звание последних). Так, Павел Алёхин в своей книге "Наполеоновские войны" говорит, что "…на рукава мундиров музыкантов в унтер-офицерском звании для отличия от ротных барабанщиков и флейтистов должны были нашиваться по одному дополнительному шеврону, но на практике это соблюдалось не всегда". Кроме того, существует мнение, что количество углов-шевронов зависело от длины рук самого обладателя мундира.
Необходимо также заметить, что батальонный барабанщик первого батальона был одновременно и полковым барабанщиком.
Ротные музыканты, как гренадерских полков, так и гренадерских рот пехотных полков носили на своих киверах красные султаны из конского волоса, тогда как их батальонные и полковые коллеги – султан красного цвета, но уже с унтер-офицерским отличием – белым верхом и вертикальной оранжевой полосой (см. рисунок выше). В принципе, барабанщика из рассматриваемого нами набора можно спокойно раскрасить и в ротного и в батальонного – это дело вкуса каждого. Лично я приобрел себе 3 набора русских гренадеров и со спокойной душой раскрасил своих барабанщиков и в ротных и в батальонных!
На противоположной стороне коробки представлены красиво раскрашенные фигурки, причем автор не поленился даже раскрасить глаза солдатикам, что очень оживляет фигурки. Первое нарекание – не совсем естественный цвет поверхности барабана. Она выполнялась из беленой кожи, и для большей историчности советую в центре сделать потертость от частого стучания по ней барабанными палочками. Хочу отметить, что цвет барабанных палочек должен соответствовать цвету древка знамени.
Второе нарекание – цвет шинельной скатки. На мой взгляд, по цвету она больше похожа на французскую. Хотя в период заграничного похода не исключалась возможность использования русскими пехотинцами трофейных французских шинелей.
Как известно, русские шинели шились из грубого некрашеного сукна серовато-рыжего цвета. Из-за нехватки сукна одинакового цвета шинели внутри полка могли иметь различные оттенки, главное чтобы внутри батальона, а иногда и роты, шинели были одного цвета. А вот офицерская шинель шилась из сукна серого цвета и лучшего качества, чем у рядовых.
Коробка, оборотная сторона
Мне пришлось долго консультировался со специалистами, как в области покраски миниатюр, так и униформологии и хочу посоветовать красить русские шинели эмалью фирмы Humbrol №72 или Revell №87, мундиры линейной и легкой пехоты на рассматриваемый нами период – Humbrol №86, Humbrol №102, Humbrol №159, или Revell №65. Я лично держал в руках образцы сукна по цвету очень близкие тому сукну, из которого в те времена шили и мундиры и шинели, и считаю, что указанные мной эмали подходят как нельзя лучше. Еще хочу добавить: не бойтесь смешивать цвета! Главное, что нужно уяснить: в русской гвардии мундиры были более темного оттенка темно-зеленого, а в простой пехоте – светлее. Кстати, от одного из знакомых униформистов слышал, что в Штатах построили мануфактуру, специализирующуюся на выпуске сукна для нужд местных реконструкторов. Что интересно, специалисты этой мануфактуры при покраске сукна применяют натуральные красители, идентичные красителям XIX века!
Всё, с оформлением коробки закончили, можно заглянуть и внутрь.
А внутри находятся три одинаковых литника с рядовыми и унтер-офицерами и один т.н. "командный литник" с обер-офицером, знаменосцем (если мне не изменят память – портупей-прапорщиком), и музыкантами: барабанщиком и флейтистом.
Фигурки набора представлены в полной парадной летней форме. Именно так русские гренадеры выглядели в ходе Бородинского сражения (по крайней мере, лично мне не довелось видеть ни одной картины или рисунка, посвященных этой великой битве, на которой русские пехотинцы изображались бы в походной, или зимней форме). Надо отметить, что парадную форму в армиях тех лет принято было одевать лишь перед крупным генеральным сражением кампании и на различные смотры или парады. Во время небольших авангардных стычек и баталий солдаты и офицеры противоборствующих сторон вступали в бой в походной форме, т.к. войска зачастую вступали в дело прямо с марша и времени на переодевание в парадную форму у них не было.
Все солдатики одеты в пехотные мундиры образца 1812 г. с низким и застегивающимся на три крючка воротником, который почему-то оказался не застегнут (а за такую оплошность можно было получить и парочку оплеух от ближайшего унтера). По-моему, авторы набора просто хотели сделать как лучше, т.е. "одеть" фигурки в мундиры образца 1807 года с высоким стоячим воротником, доходящим до мочек ушей, а в результате получилось как всегда, ни рыба ни мясо… За что собственно я и снизил оценку набору за историчность.
Кроме того, раз уж зашел вопрос о мундирах, хочу отметить, что в изучении униформы периода Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии существует еще немало белых пятен. Одним из вопросов, на который еще не найден ответ, это успели ли пехотные полки переобмундироваться в соответствии с приказом от 1 января 1812 года до начала боевых действий. Доподлинно известно, что это успели сделать полки гвардейского корпуса. Что же касается армейских полков, то этот вопрос остается до сих пор открытым. По всей видимости, на полях сражений России и Европы тех времен можно было одновременно видеть русских пехотинцев в форме, которую носили до и после реформы 1812 г. Точно известно, что приказом от 23 ноября 1811 г. Павловскому и С.-Петербургскому гренадерским полкам было установлено донашивать старые мундиры до 1 января 1813 г. (для первого полка - полностью, для второго - частично).
Что касается цвета погон на русских мундирах и шинелях, то он зависел от порядкового номера полка в дивизии:
· в первых полках каждой дивизии – красный;
· во вторых – белый;
· в третьих – желтый;
· в четвертых – темно-зеленый с красной выпушкой
На головах у наших фигурок одеты кивера обр.1812 года, отличавшиеся от киверов обр.1808г. размерами, прогибом (т.н. развалом) дна/донца, наличием этишкета и латунной подбородочной чешуи, причем последнюю многие пехотные полки так и не получили вплоть до 1815г. Кстати, о развале на донце кивера. Существует предположение, что кивер обр.1812г. – лишь миф, и что этот развал образовывался на кивере обр. 1808г. у старослужащих солдат в результате длительного его ношения (например, проседал от сырости).
Доказательством вышесказанному служит следующая история: 15 сентября 1815г. после очередной победы союзных войск над Наполеоном император Российской империи Александр I поручил Льву Ивановичу Килю создать серию рисунков, призванную показать облик солдат армии царя-триумфатора. Получив указанные рисунки, император приказал Килю исправить неточности в униформе в т.ч. убрать развал (!!!) на кивере как несоответствующий действительности. Все желающие могут ознакомиться с этими рисунками здесь: http://www.napoleon-online.de/html/kiel_1815_1820.html Надо отметить, что большая часть рисунков выполнены с натуры, другая – на основе сведений Главного штаба, и лишь незначительная часть – по памяти художника.
Вернемся же к нашему набору. Парадные панталоны, количество обтяжных пуговиц на них и скатки шинелей (здесь можно взять хотя бы для сравнения скатки из набора Italery 6073 "Russian Infantry") у меня не вызывают нареканий. Вот только жаль, что фигурки представлены без неуставных полотняных сухарных сумок, хотя возможно, при полной парадной форме они и не носились.
Итак, пора ставить оценку за историчность. Не буду слишком предвзятым, содержимое набора у меня не вызывает больших нареканий, за исключением высоты воротника мундира.
Историчность – 9,5
Ординарный литник, 3 шт.
"Командный" литник, 1 шт.
Разнообразие. В наборе 12 фигурок.
Отцы-командиры и музыканты: обер-офицер, знаменосец, подросток-флейтщик, барабанщик, унтер-офицер.
Рядовые:
· две фигурки гренадер бегущих в штыковую атаку (А куда ж еще им бежать-то спрашивается? Как известно, в мирное время бегущий гренадер вызывает смех, а в военное – страх);
· две фигурки гренадер заряжающих ружья (один только лезет в патронную суму за патроном, а второй уже прибивает заряд шомполом);
· одна стреляющая фигурка;
· две фигурки держат ружьё на плечо и под курок.
А кто еще, спрашивается, нам нужен? Фигурка, стреляющая с колена? Так в русской армии линейная пехота с колена не стреляла. Раненные и убитые гренадеры? Ну, это для любителей создания диорам. Я к таковым не отношусь, хотя одну две фигурки раненных на весь набор можно было бы, и сделать, так разнообразия ради. А не хватает нам конной фигурки полковника. Эх, а к ней бы еще фигурку Багратиона, ведущего за собой в атаку – цены бы этому набору не было! Х-м, это так мечты в слух…
Итак, разнообразие – достаточное для создания и стреляющих/заряжающих шеренг, и марширующих колонн с ружьями на плече, сверкающих сталью начищенных штыков и шеренг, рвущихся в штыковую, дабы воткнуть свой штык в брюхо ненавистного "хранцуза" (хотя штыковая атака – это крайняя мера в ту эпоху, т.к. в общей свалке офицер терял контроль над своими солдатами, ломался общий строй, а он как известно – основной залог победы).
Полковника в наборе нет, а он для своего полка – второе знамя! А что такое полк без полковника?.. Посему и оценка соответствующая.
Разнообразие – 9.
Техническое исполнение. Все фигурки выполнены довольно качественно, так что дорабатывать их скальпелем придется очень мало. Пластик - зеленого цвета, довольно твердый, не ломкий. Надо быть предельно осторожным при отделении фигурок закрепленных кивером к литнику, т.к. можно нечаянно срезать султан. Знаю на собственном опыте. Кроме того, у фигурок в позах "на плечо" (третья и пятая в нижнем ряду) и "под курок вольно" (третья и пятая в верхнем ряду) ранец сливается со спиной, вот именно здесь и придется нам поработать ножом, сделать небольшие углубления и разъединить наконец-то наших сросшихся сиамских близнецов:)
Скульптура – на высоте, хотя на каком-то форуме встречал недовольных, которым не нравились лапищи обер-офицера (мол барин-белоручка, а тут та-а-а-кие ручищи! Жах!). В прочем каждому – своё.
Техническое исполнение – 9,5.
Актуальность. Имеется в природе такой набор Italery 6073. "Russian Infantry". Фигурки здесь – не пойми что, вроде как гренадеры, но без отличительных султанов, отдельные фигурки вообще без тесаков и штыковых ножен, хотя тесачная перевязь имеется. Короче говоря, обнять и плакать… Хотя данные фигурки можно легко конверсировать или в егерей или в мушкетеров.
И вот на этом фоне мы имеем единственный прекрасный набор «ЗВЕЗДА» №8020. «Русская тяжелая пехота - гренадеры. 1812-1814гг.»!!!
Актуальность – 10.
Доступность. Высокая. Встречается почти в каждом крупном универмаге, даже у нас в Минске.
Конверсивность. Можно спокойно переконверсировать наших гренадер в обычных мушкетеров (лично у меня рука не поднимется отрезать султаны и обрезать огни у гренадок).
А можно конверсировать данный набор в егерей-гренадеров (солдат гренадерских рот егерских полков), они как раз носили и султаны и тесаки (в отличие от простых егерей) и "гренады о трех огнях" на кивере, только в отличие от гренадеров линейной пехоты имели не беленое кожаное снаряжение, а черненое, и на патронной сумке была не гренада о трех огнях, а цифровая шифровка. В помощь в этом советую обратиться к книге Павла Алехина "Наполеоновские войны". Рядовые гренадерской роты егерского полка там представлены очень наглядно. Смотрите также рисунки Иоганна Клейна. Удачи!
Итог:
Историчность = 9,5.
Разнообразие = 9 .
Техническое исполнение = 9,5.
Актуальность = 10.
Общая оценка набора = 9,5