Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Sergei писал(а):
C каждой стороны было по 6 подставок пехоты (3 тяжелой и 3 легкой) и по 4 подставки конницы (2 тяжелой, 2 легкой). Играли "Миниартовскими" готами и римлянами. Так, что отрядов было немного, контролируемые были как на ладони.
Понятно. Т.е.игра была "маленькая". Средняя - это где-то по 20-30 подставок с каждой стороны. В крупных битвах может быть с каждой стороны по 50-70 подставок с участием около десятка командующих. Вот там сложновато без маркеров будет.
Sergei писал(а):
А вот с накоплением DP до конца не разобрались.
А что именно? Пишите вопросы - отвечу. А если сам не знаю - спрошу у Саймона. Быть может, при переводе следующей редакции что-то нужно разъяснить более подробно?
Sergei писал(а):
Эти DP потом при атаке и рукопашной учитываются? Мы учитывали.
Учитываются. Как отрицательные модификаторы. Т.е. потрепанный отряд - слабее.
Sergei писал(а):
Непривычно было, что убирается вся подставка сразу.
Ну - подставка удаляется не всегда, это - в особых случаях. Либо от моральных факторов - при сильной панике кто-то драпанул, либо в бою при достаточно плохом результате, или если отряд накануне уже был сильно потрепан (имел много DP и получение очередных DP привело к потере).
Sergei писал(а):
Кстати, а как таки определяется победитель?
В самих правилах тема расстановки и определения победителя - не раскрыта. Может быть множество вариантов. Вы качали перевод прежней редакции? Там есть 6 сценариев. Также на сайте Саймона есть ряд сценариев на английском.
Целями игры (с точки зрения определения победителя) могут быть: Очевидный разгром вражеской армии. Уничтожение некоторого количества врага на протяжении некотого количества ходов. Уничтожение определенных вражеских командующих. Захват определенных объектов (повозок, лагеря и т.п.). При этом могут быть цели такие как, например, уничтожить вражеского генерала, не потеряв своего. Т.е. сторона может разбить врага, но потеря своего генерала не позволит им насладиться полноценной победой. Там много чего можно придумать. Правила дают большую свободу игрокам в этом вопросе, не задавая жестких рамок. Просто это - не "турнирные" правила для "игроков-спортсменов", здесь есть попытка реконструкции. А в реальности жестких правил не было.
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Sergei писал(а):
А вот с накоплением DP до конца не разобрались.
А что именно? Быть может, при переводе следующей редакции что-то нужно разъяснить более подробно?
Может наоборот - упростить, показалось сложновато.
von Lossew писал(а):
Sergei писал(а):
Кстати, а как таки определяется победитель?
В самих правилах тема расстановки и определения победителя - не раскрыта. Может быть множество вариантов. Вы качали перевод прежней редакции? Там есть 6 сценариев.
Сейчас только скачал.
Буду смотреть.
P.S. Спасибо за ответы.
"Комитатус" - первые правила, которые пытаюсь освоить всерьез.
Эпоха цепляет. Кстати, "Стену щитов" тоже скачал.
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Вы качали перевод прежней редакции?
Прочитал правила "Стены щитов". Заинтересовали "Карты богов", в самих правилах их нет.
Можно где нибудь посмотреть эти "Карты богов" и узнать побольше про роль священников?
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
"Стену щитов" переводил Кайзер, и я в них не достаточно хорошо разбираюсь.
Но про карты богов и священников описано в разделе "Боги и Судьба". Так что все в правилах есть.
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Я сейчас активно работаю над Комитатус-2010. Причем над английской версией - помогаю Саймону оформить текст для печатного издания. С моей подачи он включает в текст некоторые пояснения и примеры. Т.е. в русском переводе следующей редакции можно будет обойтись без "комментариев переводчика". В следующем году он будет напечатан в Испании (на английском). Договоренности с издательством уже есть. Есть вероятность издания Комитатуса и на русском языке.
Тут обнаружилось, что я не совсем точно понял одну вещь. Во время поединка 3-й этап - сражение на мечах - может повторятся многократно, если после боя на мечах все живы. Т.е. если нет поединщика с тремя ранами, то они продолжают драться на мечах до тех пор, пока кто-нибудь (или оба) не наберет трех ран.
PS. Изменения в Комитатус-2010 приозошли в сторону сближения с Цивитатес Беллаторум. По Цивитатус Беллаторум Кевин Бору (партнер Саймона) готовит очередное обновление, более подробное, с примерами, схемами.
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 9456
Откуда: Екатеринбург, Россия
Молодец Саша! Я тобой восхищен!
_________________ http://e-burgwargamer.blogspot.ru/
«В реальной армии структура командования вводится, что бы позволить полководцу руководить войсками, в варгеймах она вводится, что бы ограничить его возможности руководства.»
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Во время поединка 3-й этап - сражение на мечах - может повторятся многократно, если после боя на мечах все живы. Т.е. если нет поединщика с тремя ранами, то они продолжают драться на мечах до тех пор, пока кто-нибудь (или оба) не наберет трех ран.
Вот оно, что.
Спасибо за разьяснение.
А то у нас 3-й поединок (не этап), прошел уже со спорными моментами.
Кстати, воспользуюсь случаем для вопроса (видимо, я снова не внимательно прочел правила):
Какое преимущество имеет клин по отношению, скажем, к "стене щитов", или даже более простому построению тяжелой или средней пехоты?
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Sergei писал(а):
Какое преимущество имеет клин по отношению, скажем, к "стене щитов", или даже более простому построению тяжелой или средней пехоты?
Что-то вроде концентрированного давления массой. Клин дает бонус при подсчете численности, позволяя учитывать половину подставок из 2 и 3 шеренги.
Например, Клин из 6 подставок с шириной фронта 2 подставки будет учитываться как 4 (2 передние + 1/2 от 4 задних). Т.е. при той же ширине фронта противника они будут иметь численное превосходство.
Хотя противник может постараться нивелировать это привосходство путем более широкого фронта, охватывая клин с боков.
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Клин дает бонус при подсчете численности, позволяя учитывать половину подставок из 2 и 3 шеренги.
Хотя противник может постараться нивелировать это привосходство путем более широкого фронта, охватывая клин с боков.
Спасибо за ответ.
Сегодня сыграли вторую игру по правилам "Комитатуса". Викинги против саксов, на каждой стороне по 15 отрядов.
У викингов было три вождя, у каждого по комитату из трех отрядов, построенных клином + дротикометатели и лучники.
Армия саксов, возглавляемая королем, была построена в 2 линии.
Короче, увлеклись поединками ("карты богов" не оказали влияния на ход игры).
Два вождя викингов погибли в этих поединках, их комитаты вместе с телами вождей удалились с поля боя.
По идее саксам оставалось отбросить легкую пехоту викингов и окружить их последний клин.
Но тут я согласился на третий поединок, в котором пал король саксов. Это была моя ошибка, не надо было соглашаться. После броска кубика, комитат короля саксов (три отряда хускарлов) отступил с поля боя. Армия саксов оказалась деморализованной. Клин викингов стал крушить по одному отряды противника. Лишенные короля, саксы не смогли наладить согласованные действия и окружить клин викингов, и, в итоге, проиграли.
После 4-го хода победу одержали викинги.
После двух игр, вопрос может показаться странным.
Но всё же.
Если по правилам не предусмотрены пофигурные потери, то при стрельбе/рукопашной сколько бросается кубиков?
По одному кубику на отряд или в соответствии с количеством бойцов в отряде?
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Sergei писал(а):
Если по правилам не предусмотрены пофигурные потери, то при стрельбе/рукопашной сколько бросается кубиков?
По одному кубику на отряд или в соответствии с количеством бойцов в отряде?
В правилах это подробно описано.
1. При стрельбе - по 1 кубику за каждую стреляющую подставку. Количество кубиков может быть уменьшено при наличии DP. Например, отряд из 4 подставок лучников кидает 4 кубика. Если у отряда есть 1 DP, то он будет кидать 3 кубика и т.д.
2. В столкновении во время атаки - 1 кубик за отряд независимо от его размера. Разница в численности, типе войск, имеющихся DP (т.е. "свежести" отрядов) и т.п. - это все дает модификаторы к этому броску.
Например, сражаются 2 отряда. Один из 2 подставок, а его враг из 4. Каждый кинет только по 1 кубику. Но тот, у кого 2 подставки, получит к своему броску модификатор -2 (превзойден численностью 2:1).
3. В рукопашном бою кидается 1 кубик за каждую сражающуюся подставку.
PS. В Комитатус-2010 процедура рукопашной стала аналогична процедуре боя во время атаки, только там применяются несколько иные модификаторы. Т.е. стало как в Цивитатес Беллаторум.
Зарегистрирован: Mar 02, 2006
Сообщения: 4760
Откуда: Тула, Россия
von Lossew писал(а):
PS. В Комитатус-2010 процедура рукопашной стала аналогична процедуре боя во время атаки, только там применяются несколько иные модификаторы. Т.е. стало как в Цивитатес Беллаторум.
А подробнее про новую механику боя можно?
_________________ DUM SPIRO SPERO
"Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают ДАЖЕ этого." Сократ
Зарегистрирован: Nov 28, 2007
Сообщения: 1499
Откуда: Москва, Россия
Проведение Боя
Бросьте 1 AvD за каждый отряд Класса A или 1 D6
для прочих, затем прибавьте:
+? Боевой Показатель
+1 Класс A или B
-1 Класса D
+1 Преимущество местности (находящиеся выше, атакующие под гору и т.д.)
+1 Обороняющие укрепления (суммируются с модификатором за преимущество местности)
+1 За каждый бой, в котором воодушевляет лидер, присоединившийся к отряду
+1 Поддерживаемые (+2 для Легиона в шахматном построении из 3 линий, находящихся в одном направлении)
+1 Метатели дротиков, толпа или застрельщики, атакующие, преследующие или следующие за противником
+3 Лансеры или катафракты, атакующие, преследующие или следующие за противником
+2 Прочая конница, слоны, воины, атакующие, преследующие или следующие за противником
+2 К каждому кубику, бросаемому за подставку атакующей или преследующей серпоносной колесницы
+1 Конница, атакующая рассыпную пехоту или пехоту, которая также атакует
+1 Тяжелая конница, включающая пехоту, или атакующие катафракты в линии против прочей конницы
-2 Построенная конница или серпоносные колесницы против слонов (-4 для катафрактов)
-1 Африканские слоны против Индийских
+2 Непоколебленная пехота в линии или каре,
держащая позицию против фронтальной атаки конницы
+2 Построенные Пикинеры или копейщики, стоящие на месте или продвигающиеся, имеющие противника только во фронтальном контакте
+1 Построенные мечники с пилумами, вступающие во фронтальный бой с вражеской пехотой
+1 Построенные сомкнутые лучники, имеющие противника только во фронтальном контакте, и еще не откатившиеся назад
+2 Легкая пехота против слонов, серпоносных колесниц или катафрактов
-1 За каждое DP/потерю (максимум -4)
-5 Поколебленные
-2 Рассыпные
-1 Превзойденные численностью
-2 Превзойденные численностью не менее чем 2:1
-3 Превзойденные численностью 3:1 и более
Очень удобно: бросок кубика+смотрим в таблицу и складываем =)
И потом смотрим в таблицу результатов боя =)
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Ген, ты не пугай народ такой гигантской таблицей!
Твой список - из старой версии Цивитатес Беллаторум и прямого отношения к Комитатусу не имеет.
Суть в чем.
В Комитатусе механика Боя при Столкновении во время Атаки и Рукопашной различались.
Версия 2009 года.
1. Атака. Бросаем один кубик за отряд : AVD для Класса A, D6 для прочих.
Прибавьте Показатель Атаки (A)
атакующего отряда, или Показатель Защиты (D) для прочих; затем прибавьте, или вычтите:
+/- Показатель Морали
+1 Преимущество Местности
+1 Обороняющие Укрепления
+1 Поддерживаемые
+1 Преследующие
+2 Конница, атакующая рассыпную пехоту
+CP воодушевляющего Лидера
-1 За каждое DP (максимум -4) и Потерю
-5 Если поколеблены
-2 Если рассыпаны или в колонне, кроме Легкой Пехоты против Слонов или Катафрактов
-1 Если превзойдены численностью
-2 Если превзойдены численностью по меньше мере 2:1 (кроме слонов)
-3 Если превзойдены численностью 4:1 и более (кроме слонов)
Далее сравниваем счет обеих сторон, определяем победителя и послебоевые действия победителя и проигравшего.
2. Рукопашная. Тут механика совсем иная. Бросаем кубик D6 за каждую сражающуюся подставку +/- модификаторы:
-1 противник бронированный
-1 Пешие отряды против конных
-1 Копейщики и Пехота с Копьями и Луками, откатившиеся назад
+1 Легкая Пехота против слонов или катафрактов
+1 Следующие за противником или преследующие
+1 Более глубокий строй
+1 Преимущество местности
+1 Для командной подставки лидера
Полученный результат сравниваем с боевым показателем. Если счет меньше или равен боевого показателя - попадание. 1 в любом случае попадание, 6 - в любом случае промах.
Далее если отряд нанес попаданий больше, чем получил - он выиграл. И далее идут правила, что происходит с проигравшим, что с победителем и как сматывается конница.
Комитатус-2010
В новой редакции механика рукопашной аналогична механике боя при столкновении во время атаки. Т.е. бросаем 1 кубик за отряд +боевой показатель +/- модификаторы. Сравниваем счет как при атаке и совершаем аналогичные послебоевые действия.
В последовательности хода в Комитатус-2010 единая фаза боя, а не 2 как в Комитатус-2009. Просто в первоначальном столкновении и в последующих раундах боя применяются немного разные модификаторы.
+/- Morale Value
+1 Advantage of Ground
+1 Defending Fortification
+1 Deeper formation
+1 Pursuing or following-up
+1 Mounted in mêlée with foot
+1 Armoured or partially armoured in mêlée
+2 Cavalry charging unformed foot
+CPs of leader inspiring a charge. +1 if a leader is involved in combat in other circumstances
-1 Spearmen and Spear & Bow infantry in mêlée, who have previously fallen-back
-1 For each DP (max -4) and casualty*
-5 If shaken*
-2 If in column or if unformed unless light infantry against elephants or cataphracts*
-1 If outnumbered
-2 Outnumbered at least 2:1 (except elephants)
-3 Outnumbered 3:1+ (except elephants)
* These apply in charge combats only, not in mêlée.
Как видно, часть модификторов тут универсальна, часть применяется исключительно для атаки, а часть для рукопашной.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах