Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Не, Саш. У меня при первом прочтении сформировалось определенное мнение и возникали вопросы. Мы их с тобой тогда обсуждали.
А что бы общаться с автором, нужно детально проанализировать новые правила, а не на искосок. У меня запал уже не тот. Объелся правилами.
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Замечены ошибки в описании игрового стола, там где после футов расстояния должны быть в сантиметрах, они ошибочно даны в милиметрах.
Всегда интересовало, где берут картинки воинов "вид сверху" для составлепния схематичных изображений и наглядных примеров? Есть спецпрограмма?
Зарегистрирован: Aug 27, 2007
Сообщения: 116
Откуда: Екатеринбург, Россия
Саша, большое спасибо за перевод Комитатуса - художественное оформление просто великолепно! Хотел спросить - по сравнению с высланным мне ранее вариантом есть изменения? Или можно новый не скачивать... и вариант пока окончательный или возможны доработки?
И по поводу армибуков - есть желание (и немного свободного времени) сделать книгу армии Сасандской Персии. Есть исторический материал (для красивого описания), есть армлисты из ФОГа, Вармастера и сценарий из Комитатуса - думаю, должно хватить... Только оформления у меня конечно не будет, мне такое не соорудить(во -первых), во вторых тебе удобнее будет потом все в один формат переводить...
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Banneret писал(а):
Саша, большое спасибо за перевод Комитатуса - художественное оформление просто великолепно! Хотел спросить - по сравнению с высланным мне ранее вариантом есть изменения? Или можно новый не скачивать... и вариант пока окончательный или возможны доработки?
Есть правки. Скачивать надо. На неделе поправлю вышеуказанную опечатку.
Других доработок в этой версии уже не будет.
Саймон сейчас вносит изменения. Это будет уже новая редакция. Комитатус-2010 или как там. И он будет их издавать. Но, я так понимаю, это дело не быстрое. Так что текущее состояние правил зафиксировано в этом переводе.
Banneret писал(а):
И по поводу армибуков - есть желание (и немного свободного времени) сделать книгу армии Сасандской Персии. Есть исторический материал (для красивого описания), есть армлисты из ФОГа, Вармастера и сценарий из Комитатуса - думаю, должно хватить...
Если что-то сделаешь, я смогу оформить. Постараюсь попереводить сценарии Комитатусовские на Персов.
Щас я сам разрываюсь - надо и ВАБ-2.0 допереводить, и Цивитатес Беллаторум перевожу, также у Саймона есть правила на начало 18-го века, может, на Северную войну попробовать их, а тут еще и ФоГ на Ренессанс вышел...
Гена Хаос Лорд ФОГР видел и пребывает в экстазе - ибо ФОГР - самые лучшие правила на Ренессанс. Лучше и Пикета, и правил Терри Гора, и всех остальных вместе взятых.
Зарегистрирован: Aug 27, 2007
Сообщения: 116
Откуда: Екатеринбург, Россия
von Lossew писал(а):
Гена Хаос Лорд ФОГР видел и пребывает в экстазе - ибо ФОГР - самые лучшие правила на Ренессанс. Лучше и Пикета, и правил Терри Гора, и всех остальных вместе взятых.
Интересно будет как-нибудь взглянуть...
По поводу армибуков к Комитатусу: у тебя есть мысли о том, как они будут выглядеть? Мне кажется, нормальный вариант будет следующим - краткая историческая справка, перечисление всех типов отрядов характерных для данной армии с указанием их процентного соотношения и уточнением временных периодов их использования и примерная стартовая армия (фиксированная армия на N очков)...
И еще составляя ростер для Сасанидов возникла следующая проблемка - как обозначить персидскую тяжелую конницу (саваран)? У автора Комитатуса в его сценарии "Битва при Даре" основная масса тяжелой конницы персов обозначена как Тяжелые конные лучники, только комитаты и элитный полк Бессмертных - как Конница с Лансами и Луками... У этих типов отрядов атака 3 (у тяжелых лучников вообще-2), пешие копейщики с их D=4 их остановят, а в источниках пишут, что лобовую атаку саварана вынести никто не мог, византийцы успешно боролись с ним фланговыми атаками, в основном тоже тяжелой кавалерии... Может более достоверно отразит персидскую конницу следующее ее построение: первый ряд Катафракты (А=5), второй ряд Тяжелые конные лучники (стрельба навесом вроде возможна)?
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Banneret писал(а):
von Lossew писал(а):
Гена Хаос Лорд ФОГР видел и пребывает в экстазе - ибо ФОГР - самые лучшие правила на Ренессанс. Лучше и Пикета, и правил Терри Гора, и всех остальных вместе взятых.
Интересно будет как-нибудь взглянуть...
Да уж. Но у меня пока этих книг нет.
Banneret писал(а):
По поводу армибуков к Комитатусу: у тебя есть мысли о том, как они будут выглядеть? Мне кажется, нормальный вариант будет следующим - краткая историческая справка, перечисление всех типов отрядов характерных для данной армии с указанием их процентного соотношения и уточнением временных периодов их использования и примерная стартовая армия (фиксированная армия на N очков)...
Да, что-то в этом роде. Только проценты не как в вахе - на укрупненный род войск (типа, 50% пехота), а на более конкретный подтип. Либо как в Вармастере или ФоГе - вилка от и до на некое количество очков (мне такой вариант более привлекает).
Тип войск, думаю, давать описательно (как в Вахе), а не в таблице (как в ФоГе или Вармастере). Давать наиболее типовые значения морали, класса и бронированности, и тут же прописывать возможные опции.
Banneret писал(а):
И еще составляя ростер для Сасанидов возникла следующая проблемка - как обозначить персидскую тяжелую конницу (саваран)? У автора Комитатуса в его сценарии "Битва при Даре" основная масса тяжелой конницы персов обозначена как Тяжелые конные лучники, только комитаты и элитный полк Бессмертных - как Конница с Лансами и Луками... У этих типов отрядов атака 3 (у тяжелых лучников вообще-2), пешие копейщики с их D=4 их остановят, а в источниках пишут, что лобовую атаку саварана вынести никто не мог, византийцы успешно боролись с ним фланговыми атаками, в основном тоже тяжелой кавалерии... Может более достоверно отразит персидскую конницу следующее ее построение: первый ряд Катафракты (А=5), второй ряд Тяжелые конные лучники (стрельба навесом вроде возможна)?
Тяжелые конные лучники могут стрелять навесом. Эффективна пара: передняя шеренга - конница с лансами и луками, вторая шеренга -тяжелые конные лучники. Саймон именно так их и видит.
Копейщики с D4 сильны в защите. Но против них есть два приема: 1. Клин ударных войск (в т.ч. Катафракты). 2. Обстрел с последующим ударом.
Обстрел позволит "размягчить" копейщиков. Те атаковать сами не будут (у них A1). Т.е. тяж.конные лучники могут ход-другой пострелять перед атакой. Если они нанесут копейщикам 2-3 DP, то картина уже переменится. Так что тяжелые конные лучники - это не хило.
Что касается катафрактов. Наверное, можно. В ФоГ они есть, но мало.
Катафракты мощны, но атакуют с близкой дистанции и имеют минусы против легких войск. Эффективнее их использовать в клине, т.е. вторую шеренгу не из лучников, а из тех же катафрактов.
Может быть, один такой отряд пустить в клине на острие атаки, а по краям от него лансеров/лучников.
Я бы тяжелую конницу навскидку классифицировал так (на 1000 очковую армию):
16-32 - Тяжелые Конные Лучники, могут быть частично бронированными.
8-16 - Конница с Лансами и Луками, частично бронированные. Опция: из них до половины могут быть заменены на Катафрактов.
Зарегистрирован: Aug 27, 2007
Сообщения: 116
Откуда: Екатеринбург, Россия
von Lossew писал(а):
Тип войск, думаю, давать описательно (как в Вахе), а не в таблице (как в ФоГе или Вармастере). Давать наиболее типовые значения морали, класса и бронированности, и тут же прописывать возможные опции.
Вот, так будет гораздо красивее...
von Lossew писал(а):
Я бы тяжелую конницу навскидку классифицировал так (на 1000 очковую армию):
16-32 - Тяжелые Конные Лучники, могут быть частично бронированными.
8-16 - Конница с Лансами и Луками, частично бронированные. Опция: из них до половины могут быть заменены на Катафрактов.
По поводу бронированности - я читал, что у сасанидов кони носили ламеллярный доспех (в ранний период полный, в поздний - прикрывающий для облегчения только голову и грудь коня), может они по классификации брони подходят под Бронированных, т.к. Частично бронированные подразумевают низкую защиту коня?
P.S. Стандартную армию предлагаешь на 1000 очков делать? Чтобы в ростере указывать примерное кол-во отрядов (как в твоем примере)...
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Banneret писал(а):
По поводу бронированности - я читал, что у сасанидов кони носили ламеллярный доспех (в ранний период полный, в поздний - прикрывающий для облегчения только голову и грудь коня), может они по классификации брони подходят под Бронированных, т.к. Частично бронированные подразумевают низкую защиту коня?
Если полный - то бронированные. Если только голову и грудь - то, по-идее, это будет частичная броня. Но Саймон дает в сценарии возможность улучшения некоторых Клибанариев до бронированных.
Например, можно сделать так: Конницу с Лансами и Луками по умолчанию сделать частично-бронированными с возможностью улучшения всех до бронированных. А Тяжелых Конных Лунчиков - по умолчанию не бронированными, с опицей улучшения всех до частично бронированных, и не более половины до полностью бронированных. Это на раннее время. А на позднее время опции сделать, быть может, чуть более скромными.
Banneret писал(а):
P.S. Стандартную армию предлагаешь на 1000 очков делать? Чтобы в ростере указывать примерное кол-во отрядов (как в твоем примере)...
1000 очковая армия в Комитатусе - это, (очень)грубо говоря, аналог 1500-2000-очковой армии в Вармастере или 2000-3000 очковой армии в Вахе.
Наверное, "вилку" ограничений мин/макс. проще давать от ровного числа. Поэтому я привел пример с 1000 очками. Хотя для "стандартной" битвы характернее будет армия на 500 очков (грубо говоря, аналог 1000 очков в Вармастере). Можно и от них отталкиваться. Тут я еще не мнение не сформировал.
А далее как обычно. Если армия составляется на меньшее или большее количество очков, то мин/макс уменьшать или увеличивать в соответствуюшее количество раз.
Зарегистрирован: Aug 27, 2007
Сообщения: 116
Откуда: Екатеринбург, Россия
von Lossew писал(а):
1000 очковая армия в Комитатусе - это, (очень)грубо говоря, аналог 1500-2000-очковой армии в Вармастере или 2000-3000 очковой армии в Вахе.
Наверное, "вилку" ограничений мин/макс. проще давать от ровного числа. Поэтому я привел пример с 1000 очками. Хотя для "стандартной" битвы характернее будет армия на 500 очков (грубо говоря, аналог 1000 очков в Вармастере). Можно и от них отталкиваться. Тут я еще не мнение не сформировал.
Мне тоже армия на 500 очков с 3 командующими больше нравится, 1000 очковую, я с моими темпами наверное никогда не сделаю, а на 500 есть хотя бы шанс
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Скачивать надо. На неделе поправлю вышеуказанную опечатку.
Других доработок в этой версии уже не будет.
Начал осваивать Комитатус, сыграли одну игру: римляне против готов. Римляне победили. Сама игра заняла 30-40 минут. Правила читал 2 дня, с перерывами.
Что понравилось:
1. есть колорит эпохи - система командования и действия комитата;
2. поединки, особенно это порадовало сына;
3. для игры не требуется много минек;
4. не требуется много времени.
Естесственно, не во всем разобрались.
Были накладки.
Например, не выяснили - кубики на командные очки можно бросать перед началом каждого хода или только в начале игры. Соответственно поединки - можно устраивать только в начале игры или в начале каждого хода?
При чтении правил заметил несколько опечаток:
1. Страница 1/3 (Оглавление) "Посадке верхом/Спешивание" - правильно "Посадка верхом/Спешивание";
2. Страница 8/10 (подпись к фотке) "Палатннская Пехота" - правильно (?) "Палантийская пехота";
3. Страница 9/11 (подпись к фотке) "Легкая Римскя Конница" - правильно "Легкая Римская Конница".
Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия
Sergei писал(а):
Например, не выяснили - кубики на командные очки можно бросать перед началом каждого хода или только в начале игры.
У всех командующих - по 3 командных очка. У генералов и командующих контингентом - от 2 до 5 ком.очков, которые либо определены сценарием, либо определяются броском кубика в начале игры. Один раз.
А каждый ход нужно бросать кубики на определение "игрока с инициативой"
Sergei писал(а):
Соответственно поединки - можно устраивать только в начале игры или в начале каждого хода?
Это делается в фазе Командования. Можно хоть каждый ход, пока войска не сблизятся.
Палатинская.
Данные опечатки на игру не влияют, поэтому пока обновлять файл не буду. Но Вы пишите. Позже, если в итоге опечаток выявится много, обновлю.
Sergei писал(а):
Сама игра заняла 30-40 минут
Быстро сыграли. А сколько войск было? Маркерами насколько активно пользовались?
Как мне показалось, может быть некоторая сложность при отслеживании контролируемыех войск. Ведь кто контролируется, а кто - нет, определяется в фазе командования. А после этого войска могут до двух раз двигаться и затем атаковать. Например, в фазе командования некий отряд определен как "контролируемый". В фазе маневров комитат командующего поехал в одну сторону, а данный отряд - в другую, при этом он вышел из командного радиуса. Но на протяжении всего данного хода - он контролируемый. Это легко отслеживать, только если войск мало или игрок двигает полки с командующими как единой целое. Если же войск много, а полки рассыпаются - неизбежна работа с маркерами.
ПС. Саймон выложил Комитатус-2010. Выложена усеченная версия. Точнее, текст практически полный. Но многие схемы выкинуты. Он скоро издаст Комитатус-2010 на английском. Там будет много схем и фотографий.
Зарегистрирован: Oct 01, 2007
Сообщения: 1232
Откуда: Танкоград, Россия
von Lossew писал(а):
Sergei писал(а):
Сама игра заняла 30-40 минут
Быстро сыграли. А сколько войск было? Маркерами насколько активно пользовались?
C каждой стороны было по 6 подставок пехоты (3 тяжелой и 3 легкой) и по 4 подставки конницы (2 тяжелой, 2 легкой). Играли "Миниартовскими" готами и римлянами. Так, что отрядов было немного, контролируемые были как на ладони. Командующие никуда не перемещались, оказавшись на одном фланге, поэтому правый фланг готов и левый фланг римлян практически бездействовали.
А вот с накоплением DP до конца не разобрались. Но применяли не камушки, а кубики. Эти DP потом при атаке и рукопашной учитываются? Мы учитывали.
Непривычно было, что убирается вся подставка сразу.
Кстати, а как таки определяется победитель?
У нас в игре после гибели вождя готов, его комитат бросился на полководца римлян, замочил его, а затем с трупом своего вождя умчался с поля боя.
После этого мы довершили ход, вплоть до рукопашной, в которой смогло поучаствовать 4 отряда с каждой стороны.
По окончании хода подсчитали количество полных непоколебленных отрядов и неполных поколебленных и присудили победу Риму.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах