Поле боя     Архивы сайта    |     Наши форумы    |     Поиск    |     "Последнее на форуме"   
 
    "Поле боя"    |     Каталог файлов    |     Каталог ссылок    |     Управление профилем
  Навигация
· Главная
· О проекте

Военные игры
· Варгеймы
  · Правила
  · Статьи
  · Сценарии
  · Хроники
· Настольные игры.
· Игры по переписке.

Миниатюры и модели
· Масштаб 1:72
· Масштаб 1:100 (15мм)
· Масштаб 10мм
· Масштабы 25мм и 28мм

Мастерская
· Конкурсы
· Статьи
· Галерея

Военная история
· Статьи

Клуб «Поля боя»
· Пользователи сайта
· Наши Форумы
· Доска объявлений

Информаторий:
· Интернет-Новости
· Мероприятия
· Выставки и музеи
· Полезные ссылки
· Клубы и Магазины

Пользователю:
· Управление аккаунтом
· Личные сообщения
· Добавить новость
· Рекомендовать сайт
· Самое популярное
· Статистика сайта
  Поиск по сайту


  Авторизация
Логин

Пароль

Не зарегистрировались? Вы можете сделать это, нажав здесь. Когда Вы зарегистрируетесь, Вы получите полный доступ ко всем разделам сайта.
  

Rambler''s Top100 Рейтинг@Mail.ru

«Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах: Наши форумы

"Поле боя" - военная история в играх и миниатюрах ~ Просмотр темы - Комитатус-2009
Автор Сообщение
<  Античность и средневековье  ~  Комитатус-2009
von Lossew
СообщениеДобавлено: 12-01-2009 11:40:05  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

Саймон Макдауэл, автор правил Легион и Комитатус, а также кучи книг по позднему Риму и окружающей его тусовке, выложил новую вермию своих правил: "Комитатус-2009".

Скачать английскую версию можно тут http://games.groups.yahoo.com/group/lateromanempire/files/Comitatus/ Для скачивания файлов надо быть зарегистрированным на яху и присоединиться к группе.
Там же, на http://games.groups.yahoo.com/group/lateromanempire/ можно пообщаться с автором.

Перевожу Комитатус-2009. Точнее, взял свой перевод Комитатус-2 и вношу туда изменения, в соответствии с новой версией правил, попутно устраняя косяки (типа путаницы в рядах и шеренгах), «единицы» переименуя в «отряды» и т.п.

Комитатус-2009 сделан на основе Комитатус-2. Убраны введение и приложение с сценариями. При желании можно использовать сценарии из Комитатус-2, скорректировав показатели и пересчитав стоимости, в соответствии с новой версией правил.

Что же изменилось?
На первый взгляд, изменения косметические. Но если подробно проанализировать по пунктам, то можно обнаружить некоторые интересные изменения, влияющие на игру. Знакомые с правилами Легион-VI увидят, что некоторые вещи, принятые в этой игре (являющейся упрощенным направлением развития оригинальных Легион и Комитатус), нашли место в Комитатус-2009. При этом общая сложность осталась на уровне Комитатус-2.

1. Скорректированы типы войск и их показатели.
У некоторых войск снижены показатели стрельбы. Это связано с небольшим изменением правил стрельбы, о чем поговорим ниже.
У метателей дротиков (средней пехоты) S снижен с 2 до 1, но при этом A поднят с 2 до 3. Что логично, раз декларируется, что это войска способны к рукопашному бою.
У ударной пехоты убран показатель S (стрельба на ближней дистанции), т.е. они не могут использовать метательное оружие. В пояснении сказано, что применение ими метательного оружия на близком расстоянии включено в их показатель Атаки. И действительно, вместо A3 у них теперь A4. Т.е. «ударники» теперь именно нацелены на скорейшее вступление в ближний бой, без соблазна устраивать перестрелки.
Римская пехота. Показатели те же (A2/D3/S2/L-), но добавлен вариант для «агрессивной» пехоты 3-го века (A3/D2/S1/L-). В республиканскую и раннюю имперскую эпоху легионеры были основной ударной силой римской армии. Позже, когда на первое место стала выходить кавалерия, а пехота стала выполнять в большей степени оборонительную роль. Знакомые с Легион-VI увидят, что эти «агрессивные» легионеры с A3/D2 как раз соответствуют гастатам и принципам из Легион-VI «Македоника», а также позднереспубликанским и раннеимперским легионерами из Легион-VI «Юлия Августа». Так что данный подтип пригоден для использования с 4-3 веков до н.э.
Пехота Темных Веков переименована в Пехоту Стены Щитов и ее показатели чуть снижены A1/D2/S1/L- вместо A1/D3/S1/L-. Добавлен «агрессивный» вариант для пехотных армий (Саксы, Викинги) A2/S2/S-/L-.
У легких конных метателей дротиков изменены показатели с A2/D1/S2/L- до A3/D1/S2/L-, т.е. они теперь более пригодны для ближнего боя и им будет легче топтать застрельщиков.
У легких конных лучников показатели изменены с A1/D1/S2/L1 до A2/D0/S2/L1.
Упразднена категория «ударная кавалерия». Те, кто были в ней ранее, теперь относятся к «тяжелой кавалерии», но имеют некоторые специфические особенности (формируют клин, особые реакции в бою).
Вместо Лансеров и Германской Кавалерии теперь один тип – Ударная Кавалерия A4/D1/S-/L-. Это – войска, которые недотягивают, чтобы считаться полноценными рыцарями или катафрактами.
У рыцарей A6/D2 снижены до A5/D2.
У катафрактов A5/D2 снижены до A5/D1. При этом катафракты всегда бронированные. Ранние римские катафрактарии, не дотягивающие до полноценных катафрактов, могут классифицироваться как «ударная кавалерия».
У артиллерии снижены показатели стрельбы с 4 до 2.
Как и в Легион-VI теперь появились «недоукомплектованные» подставки тяжелой пехоты.
Отряд теперь может состоять не из 1-6 подставок, а из любого количества. Но автор рекомендует придерживаться 2-4 подставок.

2. Броня.
Убран пункт, что легкие войска не могут быть бронированными. Т.е. некоторые специфические типы легких или средних войск могут.
Классы Морали и Опыта остались прежними.

3. Стоимость.
Немного увеличена стоимость тяжелой кавалерии.
Существенно выросла стоимость слонов и артиллерии. Ранее они стоили 15 очков, теперь артиллерия 35, а слоны 50. Теперь есть четкое указание, что спецвойска (у которых отряд = 1 подставка) не платят дополнительно за стоимость отряда (ранее это не было прописано).
Теперь указана стоимость повозки – 10 очков (ранее она не была прописана вообще).
Дополнительная стоимость отряда теперь 10 очков, независимо от класса.
Стоимость командующих и генералов увеличена вдвое.
Различия в стоимости за опыт и мораль теперь немного больше. Например, войска с исключительной моралью на 10 очков дороже, а не на 6, как было ранее.

4. Общая последовательность игры.
В целом сохранилась как в Комитатус-2. Единственная разница – тяжелая пехота, кроме пехоты с копьями и луками, теперь не может стрелять в фазе стрельбы на ближней дистанции (т.е. метание дротиков и прочих девайсов тяжелой пехотой осуществляется только непосредственно перед боем). Т.е. не будет длительных перестрелок линий тяжелой пехоты, на это способны теперь лишь легкая пехота и конница.
Это повышает роль копейщиков (они в Комитатусе оборонительные с A1/D4). Т.е. они неэффективны в атаке, но стойки в обороне. Ранее была возможна ситуация, когда отряд Пехоты Темных Веков может подойти на близкое расстояние и методично расстреливать их на ближней дистанции. Атаковать копейщиками клин было бесперспективно, таять под метаемыми в них дротиками на протяжении нескольких ходов – тоже плохо. В общем, был косяк. Теперь эта фигня исправлена. Пехота Стены Щитов (преемник Пехоты Темных Веков) может метать лишь в момент атаки.

Продолжение следует…

PS. Саймон Макдауэл пишет, что он, возможно, издаст игру (напомню, что Комитатус-1 был издан в 1991 году в книге «Римляне, Готы и Гунны», а Комитатус-2 так и не издали, а выложили в свободный доступ). Также есть вероятность, что могут быть созданы расширения и на другие эпохи. Например, в тексте правил есть такой абзац: «Колесницы не включены в эти правила, поскольку в это время в соответствии со свидетельствами область применения колесницы была ограничена краем Кельтов, где, вероятно, они ограниченно использовались для демонстрации престижа вождей. Расширения правил на более ранние периоды охватят войны колесниц и могут быть приспособлены по желанию игроков.»
Более того, если сопоставить Легион-VI, Комитатус-2 и Комитатус-2009, то корреляция между Комитатус-2009 и Легион-VI выше, чем между Комитатус-2 и Легион-VI. И поэтому теперь понятно, как на основе Легион-VI «Македоника» и Легион-VI «Юлия Августа» сделать самим мод к Комитатус-2009 на более ранний период, если вдруг Саймон в ближайшее время ничего не опубликует или не выложит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
aztek
СообщениеДобавлено: 12-01-2009 12:44:23  Ответить с цитатой
Tысячник
Tысячник


Зарегистрирован: Apr 17, 2006
Сообщения: 1010
Откуда: Киев

von Lossew писал(а):
Перевожу Комитатус-2009. Точнее, взял свой перевод Комитатус-2 и вношу туда изменения, в соответствии с новой версией правил, попутно устраняя косяки.


Очень хорошая новость. Будем ждать....

Кста, а где можно посмотреть Комитатус-2? Тот что выложень на сайте это какой?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
von Lossew
СообщениеДобавлено: 12-01-2009 14:32:33  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

На сайте выложен Комитатус-2. Там же во введении написано (привожу текст частично):
Цитата:
Предисловие ко Второму Изданию
Как концепция для воссоздания сражений Темных Веков с миниатюрами, Comitatus возникла в конце 1980-х. Начальная версия этих правил была сначала издана в "Готах, Гуннах и Римлянах", которые стали руководством к военной игре на период 350-450 гг. н.э. Ограниченный период, охваченный первоначальными правилами, позже был расширен Deus le Veult, правилами военной игры на первый Крестовый поход. Окончательная расширенная версия Comitatus появилась как Игровой Модуль для использования с Правилами Военной Игры Легион, изданных в 1992 году.
Comitatus 2 - по существу та же самая игра, но написанная в более полной форме, чтобы быть более легко понятной, и иметь большую привлекательность для новичков в хобби.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
von Lossew
СообщениеДобавлено: 16-01-2009 10:42:14  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

Те, кто знаком с Комитатусом знают, что там многое недосказано, ощущается некоторая "черновичность" изложения, кое-что может трактоваться по-разному.

С русского на англицкий переводить гораздо сложнее, чем наоборот. Тем не менее, я задал несколько вопрос Саймону Макдауэлу и получил ответы.

1. Если не все подставки стреляющего отряда способны стрелять, как вычитаются DP? Например, у отряда из 6 подставок 2 DP. Т.е. если будет стрелять весь отряд, то нужно бросить 6-2=4 кубика. Но если в цель способны стрелять только 3 подставки, сколько нужно бросить кубиков? 3-2 = 1? Или DP как-то распределяется и на нестреляющие подставки?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
DP уменьшают общее количество подставок в отряде, способных стрелять. Поэтому отряд из 6 подставок может стрелять только 4 подставками. И они стреляют в какого-либо противника в пределах дистанции. Поэтому, если есть доступные цели в пределах дистанции 5-6 подставок, то только 4 из них могут стрелять. В Вашем примере, где цель доступна 3 подставкам, могут стрелять все 3.


2. Могут ли войска стрелять дважды за ход, в фазе перестрелки на дальней дистанции и фазе стрельбы на ближней дистанции?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да, если имеют на это право в соответствии с пунктами 6.6 и 6.7.
Нельзя стрелять на ближнюю дистанцию во время перестрелки на дальней дистанции. На ближней дистанции любые стоящие на месте войска (кроме артиллерии) могут стрелять на дальней дистанции, как и легкие конные лучники, даже если они двигались, и любые могут стрелять на ближней дистанции. Это применимо, даже если они также стреляли и на дальней дистанции.


3. Можно ли двигаться дважды за ход? Сначала в фазе подхода (и остановиться на дистанции стрельбы из лука), а затем второй раз в фазе тактического движения?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да. Определенно.


4. Во время атаки нельзя поворачивать. Если противники стоят не параллельно, то атака не разрешается?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
В новой версии Comitatus-2009, атакующему позволено отклоняться от центра на 22,5 градуса (см. 7.7 и 7.12). Если необходим больший заход плечом или разворот, то атаку объявлять нельзя.


5. Если расстояние заведомо больше максимального расстояния движения, то атака не разрешается? Например, пехоте с расстояния в 7 бросков дротика запрещено объявлять атаку?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
В таком случае нельзя объявлять атаку, находясь вне дистанции стрельбы из лука для конницы или вне дистанции стрельбы для пехоты. Я, вероятно, также возвращусь к идее разрешить слонам также атаковать только с дистанции броска дротика, чтобы дать легким войскам больше шансов на успешный обстрел. Я могу также ограничить и катафрактов, чтобы отразить их атаку рысью.


6. Может ли взаимопроходить построенный отряд через построенный отряд (оба получая DP)?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да, оба получат DP.


7. Отступающие, бегущие и уклоняющиеся могут совершать взаимопрохождение через дружеские войска?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да, но заметьте, что в новой версии взаимопроникновение бегущих войск причинит DP.


8. Можно ли остановить бешеного слона в фазе Командования, если он окажется в пределах командной дистанции своего лидера, распределившего CP для управления войскам; или если он успешно пройдет Тест Контроля (с модификатором +2 для бешеного слона)?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Нет, нельзя. Вы определили аномалию, так как взбесившиеся слоны никогда не могут прийти в порядок, и здесь нет дополнительных модификаторов в тесте контроля. Полагаю, это попало сюда из более ранних версий. Я думаю о введении новых командных опций, стоящих 4 CP, в которых генерал может сплотить поколебленный отряд, даже если он находится на дистанции дротика, и, возможно, даже в бою.


9. Иные чем слоны специальные войска (артиллерия и повозки) накапливают DP как все обычные войска? (примечание: в новой версии слоны не получают DP, а особым образом тестируются, но в одном месте было указано, что тестируются "специальные войска", поэтому и возник такой вопрос)
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да. Стрельба по артиллерии является эффективным способом подавить их стрельбу в Вас, когда Вы ходите первым, поскольку нужно всего лишь 1 DP чтобы вывести ее из строя, поскольку команда прячется в укрытие. Однако, поскольку они обычно стоят на месте, DP будет быстро восстанавливаться в конце хода.


10. Захваченная в бою артиллерия может позднее использоваться противником?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Не вижу причины, почему бы нет, пока в армии есть обученные артиллерийские расчеты.







Вот еще пообщался с автором и добавил еще несколько ответов на вопросы.

1. В п. 5.11 Вы пишите «Как только у отряда будет 2 DP по любой причине, в дальнейшем он не получит DP за усталость от маневров.». 2DP полученные в текущей Фазе Движения (или Атаки и Рукопашной Схватки, если были DP за маневры)? Или по любым основаниям в любые предыдущие фазы?
«Любые основания» означают не только за маневры, но также и за мораль и т.д.?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Это правильно. Как только у отряда будет 2DP по любой причине (бой, стрельба, мораль и т.д.) он перестает получать какие-либо DP за маневры или усталость. Однако он будет получать их по иным основаниям, включая труднопроходимую местность.


2. В разделе Последовательность Хода Вы пишите «Фаза Морали. Получите Очки Беспорядка (DP) из-за морали…».
А в 4.5 «На состояние и мораль отрядов оказывают влияние и сразу же добавляют DP следующие события:» Т.е. DP накапливаются непосредственно сразу же в Фазах Движения, Перестрелки, Атаки и Рукопашной Схватки». Т.е. к началу Фазы Морали все DP уже будут накоплены. Фраза «Получите DP из-за морали» в Фазе Морали попало сюда из более ранних версий и некорректна?
Цитата:
Да, верно подмечено. Спасибо. DP за мораль всегда получают в тот момент, когда происходит данное событие. Я исправлю.


3. В п. 1.18 Вы пишите « Отряд может содержать любое количество подставок». Ранее было 1-6 подставок. Однако в 5.3 определено, что Клин может строится в 2-3 шеренги в глубину не более чем с 2 подставками в шеренге. Т.е. максимум 6. Размер клина ограничен, или просто это еще не доработано?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Да, таков размер клина, который ограничен. Я полагаю, что нет особых проблем сделать клин больше, скажем, из 8 подставок, но поскольку в ширину может быть только 2 подставки, и не более, чем 3 оказывают влияние в бою, 6 – «идеальный» максимум.


4. На сколько уменьшается стоимость недоукомплектованных подставок? Это не определено.
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Это должно было быть указано, но почему-то оказалось пропущено. Они стоят вполовину меньше с округлением вверх. Так, недоукомплектованная Римская пехота класса A с высокой моралью будет стоить 15 очков (1/2 от 9 +5 +5)


5. Я смотрел Легион VI, но это другое направление развития игры. Многие интересуются возможностью создания модуля для Comitatus на другие эпохи. Есть какие-нибудь планы?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Это была моя разработка для быстрой игры с очень большим количеством 6-мм фигур. С тех пор я работал над версией Comitatus для более раннего периода (с 350 г. до н.э. по 350 г. н.э.), которую я использовал для 6 мм фигур. Я обнаружил, что механика полного Comitatus хорошо перекладывается и на более ранние периоды, и на меньший масштаб.


6. Вызовы.
Каждое Попадание причиняет рану, сокращая дальнейшую способность сражаться на 1.
Т.е. каждое последующая стадия поединка происходит с модификатором к кубику -1? Ранения в поединке влияют на CP?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Хороший вопрос, но я думаю, нет, поскольку раны в поединках были символом чести, а сокращение CP во время игры по другим причинам можно интерпретироваться скорее как гибель штабных офицеров и т.д., нежели выведение из строя полученными увечьями лидера.


7. Я перевел на русский Comitatus-2 и сейчас перевожу Comitatus-2009. Вы не будете против размещение переводов (разумеется, с указанием Вашего авторства) для свободного скачивания на русскоязычном сайте www.fieldofbattle.ru?
Simon Macdowall в ответ писал(а):
Нет никаких возражений. Я бы это только приветствовал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Banneret
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 09:15:03  Ответить с цитатой
Воин
Воин


Зарегистрирован: Aug 27, 2007
Сообщения: 116
Откуда: Екатеринбург, Россия

Очень хорошая новость Very Happy . Комитатус мне сразу как-то приглянулся, но смущало много неясностей в правилах (на часть из них я получил ответы в вышенаписанном). Тем более порадовало то, что возможно правила обзаведутся модулями на другие эпохи.
Great respect to von Lossev Laughing и парочка вопросов:
1. Саша, а в Комитатусе - 2009 есть армлисты?
2. Что-то я торможу - не получается скачать англ. правила по ссылке Sad . Их не сложно будет выложить/выслать?
Благодарен заранее...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
von Lossew
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 11:00:31  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

Banneret писал(а):
1. Саша, а в Комитатусе - 2009 есть армлисты?

Нет. По своему составу и содержанию - это практически то же, что и прежние правила. Только без вступления и приложения с ценариями.

Я там веду длительную дискуссию с Саймоном МакДауэелом, сначала я стал публиковать ее на форуме, потом перестал, ибо публиковать целиком смысла, я потом это переработаю и отдельно как-нибудь оформлю.

Вот фрагмент нашей дискуссии:
von Lossew писал(а):
И все еще общий вопрос о Comitatus. Где взять армлисты, сценарии и получить другую поддержку? Конечно, квалифицированные игроки, знающие историю, могут сами сделать сценарии, армлисты и т.д., можно сделать армлисты на основе армлистов других игр (например, из Fireld of Glory - там многие параметры легко адаптируются под Comitatus, или из DBM, Warhammer Ancient Battles, Ancient и Medieval Warfare Терри Гора и т.д.).
Но ли есть планы как-нибудь опубликовать армейские листы специально для Comitatus и окзывать иную поддержку?
на что
Simon MacDowall весьма лаконично в ответ писал(а):
В оригинальной версии, выложенной здесь, есть приложение с сценариями, которое может использовать в качестве руководства. Я планирую обновить их, как только внесу заключительные поправки в текущую версию.



Banneret писал(а):
2. Что-то я торможу - не получается скачать англ. правила по ссылке Sad . Их не сложно будет выложить/выслать?
Благодарен заранее...
По той ссылке попадаешь в раздел для скачивания файлов группы lateromanempire. Там стоит настройка, что данный раздел доступен только для членов этой группы. Английские правила я тебе щас выслал.

Русские уже скоро будут. Но есть проблема. Комитатус-2009 пока как бы тестовые правила. Использовать их можно, но, есть три вещи:

1. Автор вносил некоторые изменения, но не везде по тексту вносил соответствующие исправления. Например, слоны теперь не накапливают DP и не становятся поколебленными, а при получении DP должны проходить тест на бешенство. Но по тексту не везде это исправлено, иногда попадаются правила, которые обращаются со слонами как раньше.
Иногда изменения не до конца продуманы.

2. У автора есть некая идея, но он забыл внести ее в правила, хотя искренне думал, что внес. Например, слоны не могут прекратить бешенство. Они либо продолжают бежать бешенными, либо их убивают махауты. Однако в правилах в тесте контроля по-прежнему есть возможность прекратить бешенство.
Или, еще более важно новшество, поколебленные отряды более не являются разомкнутыми (т.к. это налагало бы на них двойной штраф). Разомкнуты только (как и ранее) легкие войска. А обычно построенные войска (в т.ч. поколебленные) становятся разомкнутыми только во время бегства, отступления, уклонения или преследования. Т.е. атакованный стоя на месте поколебленный нелегкий отряд не будет разомкнутым. Однако в правилах про это ничего нет. Все ссылки в правилах обращаются с ними как с разомкнутыми.

3. Некоторые вещи автор в правилах вообще не счел нужным подробно объяснять. Например, любой отряд вне дистанции стрельбы может за ход двигаться дважды - во время Фазы Подхода и во время Фазы Тактического Движения. Это отражает движение быстрым маршем. И лишь войдя в пределы дистанции стрельбы из лука отряд двигается один раз за ход - во время Фазы Тактического Движения.

Первые 2 вещи автор обещает исправить. Когда - не знаю.

Я пока в переводе оставляю все так, как в оригинале. Т.е. с косяками. А вдруг он потом все переиначет?

Я могу либо в дополнение к переводу сделать свое приложение, с укзанием изменений и трактовкой неодназначных мест. Либо прямо в тексте сделать свои комментарии, выделив их отдельно (какой-нибудь рамочкой или примечаниями внизу страниц), чтобы было видно, где сам текст, а где мои замечания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
checa
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 11:03:34  Ответить с цитатой
Десятник
Десятник


Зарегистрирован: Sep 25, 2007
Сообщения: 483
Откуда: Москва, Россия

А какая-то адекватная возможность адаптации комитатуса по античность есть? Модуль какой-нибудь
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
dez
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 11:07:05  Ответить с цитатой
Tысячник
Tысячник


Зарегистрирован: Jan 01, 2005
Сообщения: 1397
Откуда: Біла Церква, Україна

Лосев! Я не хамлю, и тем более не понтуюсь, но с чего ты взял, что комитатус "лучшие"(звучало) правила? Если под них нет ни расписок ни выкладок? Просто хочу тебя вернуть в ВАБ Embarassed

_________________
Профессиональный игрок на доверие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
von Lossew
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 12:14:46  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

checa писал(а):
А какая-то адекватная возможность адаптации комитатуса по античность есть? Модуль какой-нибудь
Скажем так. Есть правила Легион-6 - это упрощенна версия Комитатуса, заточенная под фигурки 6мм. Ливинг перевел и на форуме давал ссылку.

По словам автора, оригинальный Комитатус вполне подходит на период начиная с 350 г. до н.э. (а бы сказал, что и ранее). Я и так Саймону какждый день вопросы пишу (мне это трудно делать, ибо я плохо английских знаю). Поэтому я решил сначала разобраться с самим Комитатусом (я уже перевел, и соответственно, в процессе перевода проанализировал и задал вопросы примерно по 80% текста), а уже потом, имея ясное представление о всех нюансах механики, подробно вести обсуждение о модулях на другие эпохи.

Честно говоря, я боюсь, что автор может их так и не выложить (по крайней мере, в ближайшее время), а все обсуждение останется на форуме. Но я это смогу на русском оформить в приемлемом виде.

Вот некоторые мои идеи. Что нужно прояснить?
1. Классификация войск.
Что касается кавалерии - типы абсолютно подходят на прежние периоды:

Легкие Конные Метатели Дротиков - Нумидийцы, Легкая Испанская Конница, Эллинистические конные разведчики, Тарантинцы и т.п..

Легкие конные лучники - скифы, парфяне, персы и прочие восточные конные лучники

Тяжелые конные лучники - некоторые тяжелые конные лучники восточных армий.

Конница с луками и лансами - клибанарии и т.п. конница восточных армий, с лансами, но и способная вести стрельбу.

Тяжелая Конница с Дротиками - конница с дротиками и метательными копьями, типа Римской, Карфагенской, Тяжелой Испанской или Галльской конницы.

Ударная Конница - по сравнению с прошлой версией Комитатуса это новый тип, вобравший в себя Германскую конницу и Конницу с лансами. Это конница с лансами, настроенная на таранный удар без всякой предварительной стрельбы. Македонские гетайры, ранние Селевкидские Катафракты (не достаточно бронированные, чтобы быть полноценными катафрактами).

Катафракты - - Катафаракты поздних Селевкидов, парфян, армян и т.п.

С пехотой сложнее, это надо будет обсуждать.

В Комитатусе есть Застрельщики (включавышие не только метателей дротиков, но и пращников и т.д.). В темные века пращников было мало. В античности пращников было много, они могли формировать самостоятельные отряды. В Легион-6 есть тип "Лучники и пращники". Полагаю, что в модуле для Комитатуса на античность пращников следует выделить либо в отдельный тип, либо сделать как в Легионе-6 "Лучники и пращники".
А Застрельщики остануться только легкими дротикометателями - велиты, греческие аконтисты, псилы, испанские цетраты, легкая нумидийская пехоты и т.п.

Лучники - вопросв, полагаю не возникнет.

Вооруженная Толпа - всевозможные толпы и хреновые ополчения, что в DBx обозначены как Hd.

Метатели Дротиков - в новой версии Комитатуса они немного сильнее в бою и слабее в стрельбе. Это средняя пехота. В Легион-6 такие обозначены как Пельтасты. В общем, сюда подойдут греческие пельтасты и некоторые фиреофоры, испанские скутарии.

Пехота с копьями и Луками - для восточных армий - Ассирийцы, Персы.

Римская Пехота - в новой версии Комитатса есть две разновидности - обычная Римская пехота (на более позднее время, более стойкая в защите), и агрессивная, для 3-го века (у них выше атака). Вот этот агрессивный тип как раз подходит для Римской пехоты начиная где-то с 4-3-го века до н.э. (гастаты и принципы - на период когда было такое разделение и просто легионеры, когда разделения не стало).

Ударная Пехота - стремительно атакующие безбашенные отморозки типа Галлов.

Пехота Стены Щитов - ну, чтот-то типа стандартной линейной пехоты, способной как к рукопашному бою. так и могущие что-либо швырнуть на ближней дистанции. Полагаю, сюда могут быть отнесены некоторые типы Испанской или Галльской Пехоты. Некоторые восточные мечники, возможно, эллинистические Форакиты и т.д.

Не раскрыта тема копейщиков.
Например, в правлах Field of Glory копейщики есть наступательные и оборонительные. Комитатусные копейщики - как раз оборотнительные (A1/D4). Такие были в Темные Века, и некоторые типы пассивных оборонительных копейщиков восточных аримй. А нам нужны наступательные копейщики типа гоплитов. В Легоне-6 есть копейщики с показателем 3 (т.е. A3/D3). Полагаю, что это как раз то, что нужно.
Римские триарии - также активные копейщики, но "недоукомплектованные" (их показатели снижены на 1), т.к. отряды триариев гораздо меньше, чем принципов и гастатов и не сопоставимы по численности и глубине строя с греческими гоплитами.

Пикинеров можно взять по аналогии с Легионом - т.е. A1/D1. В принципе очень слабые, но могут получают дополнительные бонусы в бою.


2. Последовательность хода и специальные правила.
В Старой Версии Комитатуса и в Легионе-6-Македоника тяжелая пехота могла стрелять в фазе перестрелки на ближней дистанции. Т.е. работала концепция метательного боя Жмодикова. В новой версии Комитатуса и в Легион-6-Комитатенсес тяжелая пехота метает непосредственно перед вступление в ближний бой. Я не знаю, каковы были мотивы автора. Может, он сделал это для упрощения, может, чтобы избежать длительных метательных боев. Т.е. либо этот момент мы принимаем и на античку (т.е. тяжпехи метают только перед боем), либо меняем правила и позволяем вести им дистанционный бой.

В Легион-6 были специальные правила на Легион, Фалангу и Ромб для македонской конницы. Это можно будет трансформировать для Комитатуса. Однако я бы правила на Легион сделал по-другому. Легион-6 расчитан на мелкие фигуры и большие отряды. Там легион - один отряд из 12 подставок разных типов войск (гастаты, принципы и триарии). Тут есть сложность, поскольку у них могут быть разные классы качества и морали.
В Легион-6 также было специальное построение отряда - Каре. Но в Комитатус-2009 Каре введено как специальное командное построение, т.е. несколько отрядов в линиях (или линиях в отвернутыми флангами) строятся в каре.
И я подумал: А почему бы Легиону в Комитатус тоже не быть специальным командным построением? Три разных отряда: гастаты, принципы и триарии. Каждый со своими показателями, со своими DP. Но они должны быть в одной команде с общим лидером. Могут сменять линии в бою, не получая за это DP. Принципы, сменяя гастатов, могут перед вступлением в бой метнуть свои пилумы. Такая концепция более соответствует принципам Комитатуса.


3. Комитаты.
И, наконец, мог ли быть в античности тип отрядов "Комитат"?
В Комитатусе Комитат не подчиняется общим правилам - это сопровождение лидера, которое после его смерти рубится до конца. Им пох цели верховного командования. Они верны только своему вождю.

В Легион-6 Комитатов не было. Командная Подставка там не боевая. Лидер просто присоединяется к какому-либо отряду.

В античности лидер мог, конечно, иметь телохранителей, но их зачастую было мало, а тип их поведения не соответствовал тому, что понимается под Комитатом.
Например, если погибнет какой-нибудь римский префект, командующий кавалерийским крылом, то отряд, в котором он находился, продолжит бой без сумасшедшей попытки отомстить и отправиться в Вальхалу со своим командиром.

С другой стороны, некоторые Вожди варварских племен могли иметь личные отряды, у которых могла бы быть подобная реакция.

Или некоторые Харизматически лидеры могли иметь отряды телехранителей-головорезов. Типа царская Ила Александра Македонского.

Так что тут мы либо делаем как в Легионе-6: Подставка лидера - не боевая. Лидер присоединяется (или отсоединяется) к какому-нибудь отряду и действует с ним.
Либо смесь: в особых случаях (для варварских и харзматичных лидеров) мы разрешаем вводить Комиат.



Повторю: это пока только мои идеи. Я позже их более полно сформулирую и обсужу с Саймоном Макдауэлом. Мне интересно в первую очередь его мнение на этот счет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
von Lossew
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 12:42:57  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

dez писал(а):
Лосев! Я не хамлю, и тем более не понтуюсь, но с чего ты взял, что комитатус "лучшие"(звучало) правила? Если под них нет ни расписок ни выкладок? Просто хочу тебя вернуть в ВАБ Embarassed
Я занялся переводами прочих правил лишь потому, что Саймон Макдауэлл изсчез на несколько лет с форума, где были воложены его правила. А в правилах были непонятки. Вот я и занялся поиском чего-то еще.

Но я всегда считал Комитатус - лучшими правилам, и с возвращением Саймона на моей улице наступил праздник.

Я считаю Комитатус лучшими правилами, потому что их механика хоть и сложна, но в предалах разумного. Игровые концепции достаточно "правильны" и изящны. Отряд накапливает DP (теряет свою боеспособность). Когда дойдет до критической отметки - отряд начинает получать безвозвратные потери. Но DP могут быть постепенно сняты (отряд отдыхает, строится, воодушевляется). Подобные идеи воплощены и в некоторых иных играх. Самое простое - Вармастер. Но там рисунок боя зачастую некорректен. Или в Field of Glory - но там все благие идеи сведены на нет непомерной сложностью.
Кроме того, в Комитатусе грамотная система командования. Лидер может двигать отряд не только в командном радиусе, но в боевой линии. Интересна система разных типов приказов.
Есть дистанционная стрельба для разных типов войск - не только лучников, но и застрельщиков и конницы (за ее отсутствие критикуют DBx).

В общем, это золотая середина между сложностью, играбельностью и реалистичностью.

В WAB я всегда считал отстоем. Поддержка - да. Книжки с красивыми картинками - да, есть на что подро4ить. И что с того? Коммерческая раскрутка и поддеркжа привлекает в игру множество последователей, но не делает ее лучше.


Кстати, в 1991 году Саймон Макдауэлл издал книгу "Romans, Goths, and Huns (Wargaming in History Series)", где на 100 страницах были изложены приваила Комитатус-1 и какие-то еще материалы (я не читал этой книги). В те времена книжек с красивыми картинками было мало и тогда это было вполне конкурентноспособно. В 2000-х годах издательство Оспрей издало несколько книга Саймона Макдауэлла - "Адрианополь", "Римский Пехотинец" и т.д, у нас они изданы пиратским издательством "Новый Солдат".
В настоящее время проект Комитатус в том виде, как он есть - не коммерческий. Видимо, поэтому автор сильно и не заморачивается, раз это не приносит денег. Что будет дальше - не знаю.
Правила расчитаны на опытных игроков. Которые сами смогут договориться, как им расставлять местность, как составлять армии, определять игровые цели и т.п. Имеющиеся 6 сценариев служат для этого примером.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Eromin
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 14:51:25  Ответить с цитатой
Боярин-модератор
Боярин-модератор


Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 9017
Откуда: Киев, Украина

Согласен со всем кроме:
von Lossew писал(а):
Которые сами смогут договориться, как им расставлять местность, как составлять армии, определять игровые цели и т.п. Имеющиеся 6 сценариев служат для этого примером.

Ну не может быть такого!
Это автоматически возвращает нас к Баркеровскому "а мне так нравиться!"

Мне самому ОЧЕНЬ нравяться эти правила, но они стимулируют неигровые споры на тему "исторично/не исторично".
Далее, баланса в игре нет и в помине. Автор просто не заморачивался о нем не создавая рассписки армий.
Кроме того поощряют чистый "манч". Ведь правила не запрещают тебе поставить за германских варваров фалангу, а значит милости просим.

_________________
Бородатая похухоль желает Вам приятного пути!

Только сыр спасет мир! (с LadyJane)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Soser
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 15:03:51  Ответить с цитатой
Экс-Боярин
Экс-Боярин


Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия

Женя, а чем тебя не устраивает германская фаланга?

Потом, Лосев наверно имел ввиду немного другое. Не то, чтоб игроки каждый раз спорили во время игры. А в компании игроков приняли удобную для себя трактовку правил. Не расписывая это жестко для всех.

_________________
Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
von Lossew
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 15:46:33  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

Soser писал(а):
Потом, Лосев наверно имел ввиду немного другое. Не то, чтоб игроки каждый раз спорили во время игры. А в компании игроков приняли удобную для себя трактовку правил. Не расписывая это жестко для всех.
Типа того.

Вот, к примеру, в ряде правил есть определенная система генерации местности. Кидать кубики на выбор элементов местности, на размещение в определенных зонах стола, на возможность передвинуть или убрать эти элементы и т.п. Вы всегда будуте жестко придерживаться такой системы? Или скорее скажете "да не будем парится, еще целый час местность генерировать. Как-нибудь так расставимся. Ты не возражаешь, если я тут поставлю лес, а вот тут холм?"

Для жестких турнирных правил - это необходимо, а когда играет компания друзей, которые более-менее соображают и могут договориться, то автор оставляет им свободу действий.

Еси рассмотреть те 6 сценариев, то видно, что они используют совершенно разные подходы к расстановке, комплектованию армии, по разному формируют игровые цели и задачи. И игра получается совершенно разная, это может быть как чуть ли не скирмишевая ролевка на тему набега не деревню, так и крупный бой с элементами политики (Битва при Шалоне).

Если игрок захочет создать армию парфян, как он поступит? Они возьмет катафрактов и легких конных лучников + опционально немного легкой пехоты (в первую очередь, скорее Вооруженную Толпу). Это - очевидно.
Если игрок захочет чего-то особенного и околофентезийного, никто не помешает ему взять в парфянскую армию , к примеру, немножко серпоносных колесниц из Понта, и слонов из Индии.
Конечно, ему никто не запретит взять и фалангу, посаженную для маневренности на лошадей, но это уже игроки должны сами ощущать, где разумные допущения, а где изврат.

Автор даже про геометрию (я там интресовался нюансами поворотов во время вхождения в контакт непараллельных противников) мне ответил
Цитата:
Полагаю, что в таких вещах должна быть гибкость, сильно не беспокойтесь о точной геометрии, иначе игра может затянуться, поскольку игроки достанут своих правила и компасы!


В общем, в руках манчкинов игра может превратиться в изврат, а для разумных игроков, это достаточно гибкие и разнообразные правила.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Living_One
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 16:25:04  Ответить с цитатой
Редактор раздела «Военные игры»
Редактор раздела «Военные игры»


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 9456
Откуда: Екатеринбург, Россия

но они стимулируют неигровые споры на тему "исторично/не исторично".

Правила в которых есть расписки тоже стимулируют споры исторично/не исторично.

Кроме того поощряют чистый "манч". Ведь правила не запрещают тебе поставить за германских варваров фалангу, а значит милости просим.

Если тебя не устраивает фаланга у германцев просто не играй с тем кто ее строит. Wink

_________________
http://e-burgwargamer.blogspot.ru/
«В реальной армии структура командования вводится, что бы позволить полководцу руководить войсками, в варгеймах она вводится, что бы ограничить его возможности руководства.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
von Lossew
СообщениеДобавлено: 22-01-2009 18:22:04  Ответить с цитатой
Боярин
Боярин


Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 2389
Откуда: Москва, Россия

Living_One писал(а):
но они стимулируют неигровые споры на тему "исторично/не исторично".

Правила в которых есть расписки тоже стимулируют споры исторично/не исторично.

Кроме того поощряют чистый "манч". Ведь правила не запрещают тебе поставить за германских варваров фалангу, а значит милости просим.

Если тебя не устраивает фаланга у германцев просто не играй с тем кто ее строит. Wink
Во! Верно и лаконично.

Кстати, у кого-нибудь есть покрашенные фигурки на 3-10 века в 1/72 или 15мм, чтобы можно было правила потестить и Саймону бэтлрепорт послать?
У меня тока некрашенные есть (купленные special for Comitatus), соответственно покрашу и приготовлю к бою я их не скоро.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Часовой пояс: GMT + 3

Следующая тема
Предыдущая тема
Страница 1 из 8
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Список форумов "Поле боя" - военная история в играх и миниатюрах  ~  Античность и средневековье

Начать новую тему   Ответить на тему


 
Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Powered by phpBB and NoseBleed v1.08
Forums ©



2004 (c1) eDogsCMS (aka edogs-Nuke) php-nuke 7.3 based. eDogsCMS (aka edogs-Nuke) written by O&S (aka edogs)
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. This is free software and you may redistribute it under the GPL. PHP-Nuke comes with absolutely no warranty for details see the license.
Web site protected by myNukeSecuRity, © Maxim Mozul, www.studenty.de
Открытие страницы: 0.107 секунды и 0 запросов к базе данных ! DB time is: