Зарегистрирован: Dec 28, 2004
Сообщения: 9683
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Уважаемый SKL появился
Цитата:
Адъютанты маршалов носили установленную специально для них униформу, именно по которой их и отличали в войсках. Униформу своих полков (с соответствующими повязками) носили только адъютанты генералов
А вот тут давайте разберемся.
Практически все кто занимались униформологией французской армии (Руссело, Ленар, Риго и т.д.) описывают форму адьютантов (не маршальских) командиров соединений и императорского штаба. Она была регламентирована. Поэтому ИМХО форму своего полка могли носить адьютанты командира полка. На картине Деайля если не ошибаюсь за спиной Лассаля стоят адьютанты в общеадьютанской форме.
Цитата:
Не будут же генерала посылать мчаться куда-то верхом со срочной депешей.
Если не говорить об адьютантоах Императора то наверное да. Императорские скакали куда пошлют. Это описано в новой книге Соколова "Аустерлиц"
Цитата:
Для своих адъютантов каждый маршал сам устанавливал форму. Бертье установил форму для своих адъютантов, за соблюдением которой строго следил. Цветовое отличие адъютантских форм очень разнообразно и уж конечно она не была полностью синей.
По двум имеющимся у меня источникам - это уже упомянутый Петар или 2-й выпускElite Оспрея указывается как общая форма адьютантов маршала именна та форма которую описал Михаил. В этих же источниках можно найти униформы адьютантов маршалов. НО! не всех. Не означает ли это, что если маршалу не нравилась форма общего образца он мог ввести свою? и она по своему статусу была такой же как и уставная.
Например я нигде не видел изображение адьютантов Даву и некоторых других маршалов в не регламентированной (собственной) униформе.
Цитата:
Адъютантам были положены следующие повязки:
командующего – белая с золотой обшивкой,
дивизионного генерала – красная с золотом,
Командующего чем? армией, группой корпусов или корпусом?
Например Дюпон будучи дивизионным генералом командовал отдельным корпусом в Испании. Какие повязки должны были носить его адьютанты?
Цитата:
К примеру у адъютантов Раппа была полностью золотая повязка с красной прострочкой.
Рап сам был адьютантом
Цитата:
Но, вот к рисункам Летина нужно относится с большой осторожностью. Не являясь специалистом по наполеонике, он практически на всех рисунках умудрился исказить размеры и пропорции деталей униформы и снаряжения.
Вообще Летин, насколько мне известно, занимался именно униформологией. Соколов очень тщательно относился к подготовке своей книги и Летин рисовал специально по его заказу. Я думаю, что некоторое искажение пропорций это просто стиль художника. Этим грешили и многие французские художники писавшие уже после Наполеоновских войн.
Зарегистрирован: Jul 26, 2005
Сообщения: 4225
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Ворчливый ты какой стал, Кирилл
Не все маршалы занимались униформой своих адьютантов. Даву, по моему, вообще этим не заморачивался. Он был военным
Кто хотел, тот выпендривался как хотел. Ищи изображения.
По генералам тоже заморочки были. Тот же Лассаль, у которого адьютанты свою расцветку имели.
Посмотри возраст генералов-адьютантов императора там все молодые в основном. Вот и мотались они везде.
ИМХО отдельные личности, пользующиеся расположением императора и желающие выпендриться, создавали своим адьютантам индивидуальную форму. Тут смотри картины и описания.
У прочих адьютанты были в регламентированной форме.
С уважением!!!
_________________ Не удержался:
Потомок русов в тонком теле, кидающий дротики ногами, приветствует тебя!!!
(воинствующий пацифист)
Зарегистрирован: May 26, 2005
Сообщения: 641
Откуда: Москва, Россия
и все-таки давайте разберемся.
Цитата:
Для своих адъютантов каждый маршал сам устанавливал форму. Бертье установил форму для своих адъютантов, за соблюдением которой строго следил.
Это все, конечно, верно и очевидно.
Цитата:
Цветовое отличие адъютантских форм очень разнообразно и уж конечно она не была полностью синей
Речь шла о регламентированной форме.
именно полностью синюю с золотом гусарскую униформу адъютантов маршалов я видел как РЕГЛАМЕНТИРОВАННУЮ и читал, что регламентировал ее Бертье (для адъютантов ВСЕХ маршалов, не только для своих, естественно).
Конечно, возможно это фантазии Курселя...
Зарегистрирован: Jul 26, 2005
Сообщения: 4225
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Raven писал(а):
А этот выпендреж преобретал официальную форму?
Только для адьютантов конкретного маршала.
Кстати, на рисунке штурма Эберсберга(с названием города мажет быть ошибка) показаны три адьютанта Ланна и все в разных мундирах!!!
С уважением!!!
_________________ Не удержался:
Потомок русов в тонком теле, кидающий дротики ногами, приветствует тебя!!!
(воинствующий пацифист)
Зарегистрирован: May 05, 2006
Сообщения: 94
Откуда: Москва, Россия
Сразу извинюсь, что не обладаю достаточным временем, чтобы активно поддержать дискуссию.
Но, кое-что всё же поясню.
Итак, по порядку…
Raven
«…Поэтому ИМХО форму своего полка могли носить адьютанты командира полка…»
Вы ошибаетесь. Форму своих полков (с соответствующими повязками) могли носить именно генеральские адъютанты. Посмотрите многочисленные планшеты Риго (именно по адъютантам), там всё это есть. Хотя, разумеется, существовала и регламентированная адъютантская форма для всех генералов.
Что же касается адъютантов командира полка, то, разумеется, они носили форму своего полка. А какую же ещё? Только повязок при этом не было.
«…Если не говорить об адьютантоах Императора то наверное да. Императорские скакали куда пошлют…»
Вы опять ошибаетесь. У Императора существовали как адъютанты (в генеральских званиях), так и специальная служба офицеров для поручений (officiers d’ordonnance), созданная в 1806 г. И именно последние занимались доставкой различных депеш и срочных распоряжений на поле боя. Адъютанты же в генеральских чинах занимались совершенно другой работой.
А на счёт Аустерлица Соколов прав, т.к. в то время у Императора ещё не было officiers d’ordonnance. Но это упущение было очень быстро исправлено.
По поводу белой повязки.
Повторюсь. Белая повязка (с золотом) была отличительным знаком адъютантов главнокомандующего (независимо от того, был он маршалом или нет). Дело в том, что не каждый маршал занимал командную должность, и белая повязка как раз указывала не только на маршальский титул, но и на должность, которую в данный момент занимает маршал. Здесь, кстати, тоже было много несоблюдений регламента, т.к. подразумевалось, что всем известно, кто осуществляет командование войсками на данном участке фронта, и соответственно, сама форма адъютанта и без повязки говорит, о том, к какому штабу принадлежит её обладатель.
«…Рап сам был адьютантом…»
Разумеется. Но дело в том, что каждому генералу полагались свои адъютанты, и униформа адъютантов именно этого генерала очень хорошо известна.
«…В этих же источниках можно найти униформы адьютантов маршалов. НО! не всех….… Например я нигде не видел изображение адьютантов Даву и некоторых других маршалов в не регламентированной (собственной) униформе….»
К сожалению, в данный момент нам известно только то, что известно. Другими словами, если адъютант в своей форме не попал художнику на полотно или о нём не упомянул кто-то в своих мемуарах, мы никогда не узнаем, что было на самом деле, т.к. далеко не всё отражено в регламентах. Поэтому, если не существует изображений хотя бы тех же адъютантов Даву, это ещё не означает, что они все носили однотонную синюю форму.
Что же касается общерегламентированной формы для адъютантов маршалов, то, разумеется, она была установлена, но, тем не менее, маршальские адъютанты продолжали щеголять в своих красочных мундирах (причём не своевольно, а по распоряжению своих «патронов»).
Стоит ещё упомянуть (раз уж речь зашла об адъютантах), что регламентированная форма была установлена и для адъютантов принцев (т.е. родственников Императора), а также для гидов (эскорт) маршалов, причём для последних их своеобразную форму устанавливали сами маршалы.
«…Вообще Летин, насколько мне известно, занимался именно униформологией…….. Я думаю, что некоторое искажение пропорций это просто стиль художника. Этим грешили и многие французские художники писавшие уже после Наполеоновских войн.»
Начнём с того, что лично я всегда считаю худшим оправданием неудачной работы то, что кто-то делает ещё хуже. При чём здесь плохие французские художники? Просто если художник серьёзно занимается изучением конкретного периода (Руссело, Детай, Петар и т.д.) то он может нарисовать неудачные лица или позы, но все детали униформы ВСЕГДА будут показаны правильно. Во всяком случае, их пропорции и размеры.
Т.ч. наверное, нет смысла разбирать, как Вы выразились «стиль художника», просто повторю ещё раз лично своё мнение: «…к рисункам Летина нужно относится с большой осторожностью. Не являясь специалистом по наполеонике, он практически на всех рисунках умудрился исказить размеры и пропорции деталей униформы и снаряжения….». Тем более, зачем пользоваться неудачными рисунками, когда сейчас вполне доступны планшеты авторитетных униформологов.
BlackWatch«…Конечно, возможно это фантазии Курселя...»
Вы ещё по русской армии посмотрите его планшеты. Получите большое удовольствие.
Зарегистрирован: May 05, 2006
Сообщения: 94
Откуда: Москва, Россия
"...думаю, что по французам Курсель намного более достоверен..."
Да, разумеется.
Курсель по французам интересен в том случае, если по униформе что-то не понятно у Руссело, Риго, Петара, Малибрана и т.д. В любом случае, для меня лично (по французам) Курсель всегда вторичен после этих авторов. Тем более, что у него на планшетах достаточно странных "моментов", совершенно непонятно от куда взятых.
Это такой своеобразный Функен, в некотором роде.
Что касается казаков, то у Курселя есть на эту тему планшеты. Казаки на этих рисунках, мягко говоря, выглядят странновато.
Последний раз редактировалось: SKL (20-10-2006 16:38:23), всего редактировалось 2 раз(а)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах