Зарегистрирован: Jun 24, 2005
Сообщения: 6020
Откуда: Ставрополь, Россия
о, признался... Ну, мистер Джекил, куда ты дел мистера Хайда?
к концу недели, дай бог, закончу. Если повезет: в пятницу я зачет принимаю, так что будет не до того, а завтра вроде бы ректор приезжает, но постараюсь на выходных поработать...
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
Настучать что ли Глазоеду или Ливингу.
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger
Зарегистрирован: Jan 01, 2005
Сообщения: 1397
Откуда: Біла Церква, Україна
Ответ Куркина (я пропустил присоединение):
Возвращаясь к вопросу о Жанне Девственнице и возникшей вокруг него дискуссии на форуме. Историческая наука характеризуется двумя началами.
1. Она переполнена мистификациями.
2. Она не стоит на месте, т.е. не является сводом неких догм и неизменных форм. Человек, который решил изучать историю, должен обязательно учитывать эти два момента, в противном случае ему следует ограничиться чтением краткого курса КПСС.
История Девственницы стоит в одном ряду с осадой Трои, подвигом 300 спартанцев, непобедимым Александром Великим, легендой о Христе, походом Вещего Олега на Царьград, Ледовым побоищем и Куликовской битвой, похождениями Кортеса в Америке, Смутой, блестящими нашими победами в ВОВ и т.д. и т. п. Часто забывают тот факт, что концепция преподаваемой в школах и вузах истории, например, России и Франции, появилась всего 150 лет назад и была выдержана в русле текущего тогда момента. Глупо изучать историю 2 Мировой войны по английским учебникам, а историю России по учебникам украинским.
Сейчас, благодаря успехам археологии и архивоведения, подвергаются ревизии события микроисторического уровня. Очевидно, что Бородинское сражение или битва на Курской Дуге долгое время, особенно в отечественной историографии, во многом были мистифицированы. Недавно я занимался анализом сражения при Херонее. И что же? Археология, совместно с военной топографией, представленной Притчетом, полностью поменяли в моем понимании рисунок боя, основанный на повествовании Диодора и Юстина. В этом нет ничего удивительного. Это нормальный процесс исторического исследования. Как нет ничего странного в переосмыслении хода сражения при Креси или некоторых фактах биографии Орлеанской Девы.
Это общие замечания. А теперь о частностях, которые показались мне интересными в форумном монологе Максима Нечитайлова.
1. Тот факт, что среди командиров подразделений, состоявших на королевской службе, было мало рыцарей, и все они были представителями мелкой аристократии, вовсе не является чем-то экстраординарным. Примеры Хоквуда и Геклена в этой связи весьма показательны. Под Азенкуром и Вернейлем (ктати, Верней –это написание, соответствующее нормам современного французского языка) погибло феодальное ополчение, самая небоеспособная часть армии, и по форме и по содержанию отличная от наемных рот. И для меня очень сомнительно, что Сентрайль или Ла Гир, не будь Азенкура или Вернейля (об их роли в последнем М. Нечитайлов осведомлен не хуже меня), «в лучшем случае» были бы командирами заштатных гарнизонов. Кстати сказать, предшественники д,Артаньянов и Тревилей, т.е. представители мелкого дворянства, формировали состав и командование не только французской наемной армии. Это был общеевропейский стандарт. Из капитанов 27 сформированных к 1476г. ордонансовых рот Карла Бургундского (уж в его –то рыцарской щепетильности сомневаться на приходится) лишь единицы представляли высшее дворянство (Жак де Монмартен, Бодуэн де Ланнуа, Йост де Лален, Денис Португальский). Все остальные, в т.ч. графы Монфор и Челано, были коллегами Ла Гира и Сентрайля, т.е. «псами войны» разных национальностей. Чего греха таить, даже Оливье де Ла Марш, капитан гвардии, церемониймейстер и майордом, был выходцем из простолюдинов. Все это –процессы становления «нового дворянства», которое постепенно сменяло древние рода и само становилось элитой (в военном отношении –баннеретами).
2. Посвящение в рыцарство и аноблирование. Классическое посвящение в рыцарство с ночным бдением неофита, золотыми шпорами и безответным ударом описано Рамоном Луллием. В 14-15 вв. было распространено «ускоренное» посвящение в рыцарство –перед боем. Иногда в рыцарство посвящали простолюдинов, т.е. обряд посвящения и аноблирование совпадали (например, в рядах защитников Нейса 1474-75 гг.). Во Франции за королем было юридически закреплено право посвящать в рыцари недворян. Но это суть исключения из правил. Основанием для аноблирования могли быть несколько поводов. В своей книге на стр.473 я привел их классическое перечисление. Бюэй, в свое время взлетевший «из грязи в князи», приводит только одну причину, на его взгляд самую важную: «военная служба сама по себе есть занятие благородное»
_________________ Профессиональный игрок на доверие.
Зарегистрирован: Jun 24, 2005
Сообщения: 6020
Откуда: Ставрополь, Россия
Цитата:
Хоквуда и Геклена в этой связи весьма показательны.
Ничуть не показательны.
Италию я кажется не рассматривал, и не собираюсь. Мы говорим о Франции. Сиречь о Дюгеклене.
Хорошо известно, что Фруассар был поражен милостью, оказанной Дюгеклену, который почти не знал грамоты. Сообщая, что король объявил о своем намерении пожаловать должность коннетабля бретонскому рыцарю, Фруассар рассказывает о том, как настойчиво Дюгеклен отказывался от выпавшей ему чести: «Истинно, дорогой сир и благородный король, я должен осмелиться воспротивиться вашему великодушному намерению: как бы то ни было, сир, истинная правда, что я беден и что недостаточно знатен для того, чтобы принять столь важный и столь благородный пост коннетабля Франции. Ибо подобает, чтобы этот военачальник достойно исполнял свои обязанности, и с этой целью ему надлежит командовать в первую очередь великими мужами, а не маленькими людьми. Взгляните же, сир, теперь на моих господ ваших братьев, ваших племянников и ваших кузенов, которые командуют многими воинами в вашем войске и сопровождают вас в походах. Сир, как мог бы я осмелиться отдавать им приказы? Безусловно, сир, зависть столь велика, что мне следует бояться ее. И потому, сир, я прошу вашей милости, простите меня и доверьте этот пост кому-либо другому, кто примет его с большей радостью, нежели я, и сможет лучше исполнять возложенные на него обязанности».
Дюгеклен - самое яркое исключение, а не пример.
Так что ничего Вы не доказали.
Теперь о Буржском королевстве.
Как показал Контамин, в фин. отчетности данного государства между 1422-1444 исчезает деление на баннере, башелье, оруженосцев-баннере и простых оруженосцев. Отличия, зависящие от ритуала вступления в рыцарское братство или от соц. происхождения, более не отражаются на жалованье воинов. "Все латники", все получают одинаковое жалованье.
Прямой причиной этого стало то, что очень мало баннере и башелье оказалось в армиях тех провинций, которые поддержали Карла VII. Если в 1418-1420 гг. их было (баннере, оруженосцев-баннере, башелье) 2,3% (в 1411 3,3%, у бургундцев в 1417 г. 3%), то потом стало еще меньше. (Опять-таки не только из-за политических пертурбаций, но и из-за крупных поражений, только Дофинэ потеряло 300 дворян из 1000 участвовавших в Вернёйской резне.) И раз они были и оставались так немногочисленны, не было смысла сохранять для них особые оклады. Теряет свое было значение и "баньер", знамя баннере.
Что касается капитанов.
Между 1425 и 1440 те из принцев и знатных сеньоров, кто уцелел в битвах первой половины 1420-х, в большинстве своем (за редким исключением - когда в армии был король, сиречь раза 3 или чуток более) предпочитали оставаться в своих владениях или плести интриги в королевском окружении, а не служить с оружием в руках. Спужались...
Только когда Карл выступал в поход, автоматически за ним следовали гранды.
В Буржском королевстве "двор" и "война" - две вещи несовместные.
По всем этим причинам война оставалась в ведении часто капитанов, так сказать, мелкопоместных, "простых капитанов", но чересчур многочисленных.
Раз осады Орлеана мало, посмотрим пример осады Мо 1439 (без короля):
52 капитана - за исключением коннетабля, только 9 рыцарей (включая 1 госпитальера), зато 5 бастардов и 7 иностранцев.
19 из 52 уже были капитанами в 1432.
после 1439 1 стал великим приором Франции, 1 мэтром артиллерии, 7 - капитанами ордонанса, 7 - бальи или сенешалями (+ 6 уже были ими), 5 - капитанами королевских мест (+ уже были ими 14), 1 - герцогом Бретонским.
Но уши у всех растут с 1420-х...
Цитата:
Верней –это написание, соответствующее нормам современного французского языка
Чудненько, тогда я тут же переименую Кастийон 1453 в Шатийон. Строго по источнику 15 века.
А "Вернейль" все будем называть Verneil или Verneul, как Буржуа и Фокенберг, не считая прочих современников, с еще большими отклонениями.
Скажем: Vernul (версия Брута), Verneuil (Кузино, Сен-Реми, парижский документ 1433 г.), Vernons (Морозини), Vernueil (! - Монстреле, список участников битвы), Verneul (Ворен, хроника Мон-Сен-Мишель), Vernoil (Рауле, Шартье), Vernuel (документ Генриха VI август 1424 г.), Vernolium (Базен).
А, конечно, Азенкур - Аженкуром и наоборот.
Да, а чего это мы так дружно пишем: Ла Гир.
Что, тоже нормы 15 века?
Цитата:
самая небоеспособная часть армии
Да, не считая павших там же каких-то тысяч семи (если не больше) наемников.
Что касается оценки - в чем-то можно согласиться, а в чем-то и нет. Понятно, что чем позже автор, тем хуже: sed plurimum absque disciplina et ordine militari, majore eciam ex numero armis male instructa (Базен о Вернёе).
Цитата:
для меня очень сомнительно
А, конечно...
Цитата:
Это был общеевропейский стандарт.
МЫ, вообще-то, говорим о конце первой трети 15 в.
Вдруг кто забыл...
Цитата:
Посвящение в рыцарство и аноблирование. Классическое посвящение в рыцарство с ночным бдением неофита, золотыми шпорами и безответным ударом описано Рамоном Луллием. В 14-15 вв. было распространено «ускоренное» посвящение в рыцарство –перед боем.
И платить не надо!
Иногда вроде бы посвящали и после боя, но это скорее ошибка хрониста, и речь идет о предбоевом посвящении.
Цитата:
Иногда в рыцарство посвящали простолюдинов, т.е. обряд посвящения и аноблирование совпадали (например, в рядах защитников Нейса 1474-75 гг.).
Снова напоминаю, чтоо речь идет о периоде конца первой трети 15 в., до ордонансовых рот и до осады Нейса. Да - и о Франции речь идет, а не Бургундии. А то мы еще и Италию привлечем, для полноты картины...
Цитата:
Во Франции за королем было юридически закреплено право посвящать в рыцари недворян. Но это суть исключения из правил. Основанием для аноблирования могли быть несколько поводов. В своей книге на стр.473 я привел их классическое перечисление. Бюэй, в свое время взлетевший «из грязи в князи», приводит только одну причину, на его взгляд самую важную: «военная служба сама по себе есть занятие благородное»
И т.д., и т.п.
Вся эта тирада № 2, извините, для чего?
Вы не привели пока что ни одного доказательства посвящения Жанны в рыцари. А текст С. Шарля не удосужились проверить в оригинале - да и, честно говоря, питаю сомнения, что и во французском переводе, в Вашем распоряжении находящемся, есть слова о рыцарском статусе.
Кроме того, один моментик - до декабря 1429 г. (грамота об анноблировании, ее заверили в счетной палате 16-го января 1430 г.) Жанна не была дворянкой. Это - факт. И рассуждения о совпадении анноблирования и посвящения в рыцари - покоятся на пустом месте.
P.S. О гербе Жака д'Арк (лук и стрелы) известно только из сочинения начала 17 века. А реконструировать историю 15 века по работам 17 века - то же самое (и даже хуже), что описывать Куликовскую битву по мифическому "Сказанию о Мамаевом побоище"... Где-то и правда, но больше байки...
И только после этой даты она получает дворянство (привилегированно получила - ей ничего не следовало платить королю за анноблирование; другое исключение - дворянство она и ее родные могли передавать по и по мужской, и по женской законной линии), но не рыцарское звание. Текст грамоты говорит лишь о том, что - типа, мы желаем, чтобы все вышеназванные [Дева, Жанна д'Ай из Домреми, Жак Дай ее отец, Изабель ее мать, Жакмен, Жан и Пьер ее братья] и их мужское и женское (!!! - мягко говоря, нонсенс насчет рыцарства - такое никогда не жаловалось женщинам, и данное слово присутствует только в тексте копии в издании Кишера) потомство, когда пожелают, могли получить от любого рыцаря рыцарский пояс.
Братья (Пьер точно, Жан ИМХО к 1436 еще считался оруженосцем) ее этой привилегией воспользовались, но на память не скажу, когда именно.
Но вот сама Жанна...
Так что единственный вариант, когда ее гипотетически и вдруг могли посвятить в рыцари - между январем и 23 мая 1430 г. (надеюсь, не будете настаивать, что это случилось в плену?). Не иначе как месьор Гийом де Флави постарался - о, светоч рыцарства!..
Хех...
Далее, еще курьез: согласно секретарю из Ла-Рошели, Суффолк сдался в плен Деве, а по хроникам - оверньскому дворянину оруженосцу Гийому Реньо, которого посвятил в рыцари.
Сенсация! Это была Жанна! Жанну посвятил в рыцари английский граф!
Далее, сам Карл кстати сказать был посвящен в рыцари д'Алансоном в день коронации. Хроники и письма отмечают, что 200, 240 или 300 человек стали рыцарями в этот же денеь - их посвящали король, герцоги Алансонский и Бурбонский. Ни слова о применении той же церемонии к Жанне. Хотя слова о посвящении и замечания о поведении и словах Жанны - соседствуют в тексте.
Источники поименно перечисляют 4 чел. при Патэ, 8 - при Монт-Эпиллуа и 1 под Парижем (не считая "и прочих"), как посвященных в рыцари. И опять-таки - нет там Жанны...
Судьи на процессе с радостью ухватились бы за такое неслыханное нарушение порядков мироздания - существо женского пола - рыцарь. Но увы...
Так что, простите, но в источниках опять ни слова о таковом обряде.
Найдите указание на посвящение Жанны в рыцари (источника, конечно, а не книжки для детей, например) - и я признаю свою неправоту.
А пока что, "Жанна-рыцарь" - это лишь чепуха.
Кстати: объяснения за чистое вранье в мой адрес + приведение источника о Бувине последуют?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах