Автор |
Сообщение |
< Античность и средневековье ~ Франкские тюркополы XII-XIII вв. |
|
Добавлено:
25-08-2010 15:12:12
|
|
|
Князь
Зарегистрирован: Jun 24, 2005
Сообщения: 6020
Откуда: Ставрополь, Россия
|
|
спесьяль пур Сосер
Легковооруженные всадники, тюркополы, латинян (как и византийцев) были конными лучниками. Амбруаз и «История Ираклия» перечисляют тюркополов отдельно от пеших стрелков. Антиохийские тюркополы при Сармине (1115) являлись именно стрелками из лука, и Усама б. Мункыз о тюркополах говорит без экивоков – «это франкские лучники». Гийом Тирский именует и тюркополов, и тюркских конных лучников одинаково, как levioris armature milites, воинами или всадниками легковооруженными / в легкой броне (старофранцузский перевод хроники Гийома уточняет: «то были сержанты в легком доспехе»), и однажды дает разъяснение, что он понимал под «легким вооружением»: «а именно лук и колчан». Вольфам фон Эшенбах (описывая в своем романе армию крестоносцев графа Прованса Виллехальма и сарацинское воинство короля Хальзебира; ок.1210-1220 гг.) считал тюркополов лучниками и, похоже, всадниками. Амбруаз, описывая императора Кипра Исаака Комнина и сравнивая его с тюркополом («словно тюркопол, не давая покоя врагам»), отмечает, что он был верхом на быстроходном коне и вооружен луком со стрелами. При нападении на египетский караван (3-й Крестовый поход) тюркополы, лучники и арбалетчики засыпают врагов стрелами «столь густыми, словно дождь».
Из соглашений об обмене пленников конца XII – XIII вв. и описаний франкских пленных эпохи видим, что рыцари, пехотинцы и тюркополы неизменно перечисляются как разные категории воинов, и последние рассматриваются мусульманами как аналог легковооруженного всадника. Гийом Тирский, Эрнуль, Мэтью Пэрис, «Тирский тамплиер» подтверждают, что тюркополы были именно всадниками. Коней тюркополов упоминают и Устав тамплиеров, и Жак де Витри. (Пеших тюркополов не существовало.) Конными были и антиохийские тюркополы при Ager Sanguinis (1119), и тюркополы в армии 5-го Крестового похода. Выражение, используемое в «Королевской книге» для описания отрядов тюркополов («эскадроны», eschielles de trucoples), и контекст также подразумевают тюркополов-всадников. Периодически тюркополы составляли до 50% или даже 80% всей наличной конницы франкских полевых армий XII в., а когда Нур ад-Дин осадил Керак весной 1170 г., коннетабль Онфруа Торонский и еще один франкский сеньор прибыли на выручку с отрядом из 200 рыцарей, 1000 (!) тюркополов и множества пехотинцев. В следующем столетии процентное соотношение тюркополов в коннице латинян остается столь же высоким.
Кроме лука, тюркополы по всей вероятности использовали для ближнего боя меч, а может быть и булаву. Копье для них не было характерным оружием – Абу Шама ясно противопоставляет франкских конных «копейщиков» (rumh / faris quntariya, рыцарей) и тюркополов в армиях 1183 и 1261 гг. Поскольку защитное вооружение тюркополов характеризуется как «легкое» (legierement armé), вероятно, они использовали разновидности мягких доспехов, реже – кольчужное армирование (обер, обержон, казаганд). При распределении феодов на Кипре (1192) фьеф за 300 безантов давался тюркополу «с двумя конями и обержоном [кольчуга без рукавиц]», что вполне соответствует экипировке конного сержанта, но доказывает, что не все тамплиеры имели обержоны. Можно думать, что снаряжение тюркополов было восточного образца. Однако, пассаж Амбруаза (отправляясь в разведку, тюркополы по приказу Ричарда I обмотали головы по моде «бедуин и сарацинов») показывает, что не все тюркополы одевались по-восточному. Судя по «Каталонскому уставу» тамплиеров, орденским тюркополам зимой выдавали одежду (котту, рубаху, брэ и гарнаш).
Кони у тюркополов, вероятно, были местные (франки неоднократно захватывали коней у сирийских эмиров или требовали их в качестве дани), но выносливые и быстрые. |
_________________ Член Королевского общества любителей истории и нелюбителей школоты.
Разъяснение велико- и маловозрастным невеждам их ошибок - не моя цель.
Аргумент "никто точно не знает" - не канает совершенно © орел наш дон Пайп
Увы: vevit + Soser = враль |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
25-08-2010 15:42:47
|
|
|
Экс-Боярин
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
|
|
Э... Максим, это чисто для информации или я какой то вывод должен сделать применительно к разговору о русских конных лучниках? |
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
25-08-2010 15:50:04
|
|
|
Князь
Зарегистрирован: Jun 24, 2005
Сообщения: 6020
Откуда: Ставрополь, Россия
|
|
Это штоп ты потом не доставал с ехидными своими вопросами... |
_________________ Член Королевского общества любителей истории и нелюбителей школоты.
Разъяснение велико- и маловозрастным невеждам их ошибок - не моя цель.
Аргумент "никто точно не знает" - не канает совершенно © орел наш дон Пайп
Увы: vevit + Soser = враль |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
25-08-2010 16:05:02
|
|
|
Экс-Боярин
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
|
|
А... Спасибо.
Ну, я впринципе знал о туркополах. Хотя конечно не так подробно. |
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 06:50:59
|
|
|
Старший дружинник
Зарегистрирован: Dec 18, 2012
Сообщения: 337
|
|
А вот вопрос возник такой. А что побуждало туркополов (из местных жителей) служить крестоносцам честно и верно с моральной точки зрения, помимо материальной?
Скажем те рыцари, которые в орденах - у них уверенность в завтрашнем дне, религиозная пропаганда могла действовать.
У просто рыцарей - могла действовать надежда на получение в будущем фьефа., за честную и верную службу Хотя это ближе к материальным мотивам. Хм-м.
А тюркополы - служат захватчикам, другого народа, другой веры, другой культуры, другого языка. Шансов на карьеру - не очень. Деньги тут - слишком слабый мотив чтобы служить честно, преданно, надежно и верно. |
|
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 10:51:28
|
|
|
Экс-Боярин
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
|
|
Бабки - хороший мотив. |
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 12:09:04
|
|
|
Старший дружинник
Зарегистрирован: Dec 18, 2012
Сообщения: 337
|
|
За бабки и продать лёгко. |
|
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 12:24:53
|
|
|
Экс-Боярин
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
|
|
Нет, не легко. Если это разные веры. Обратно не примут. Предатели веры.
Кстати, христиане могли за мусульман тоже воевать. И не обязательно речь о христианских рабах - мамелюках, янычарах. Наемники за бабки. |
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 14:22:20
|
|
|
Tысячник
Зарегистрирован: Apr 14, 2008
Сообщения: 1470
Откуда: Москва, Россия
|
|
На всякий случай, автохтонное население Сирии (не-арабы, т.е.) и прилегающих территорий преимущественно христианское. В Ливане, кажись, до сих пор есть сколько-то (достаточно много) христиан.
Так что религиозных проблем с наймом легкой конницы, по идее, не должно было быть. |
_________________ Ddoi di Dai i blith dy flodau? |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 14:30:13
|
|
|
Экс-Боярин
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 27091
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
|
|
В Испании, когда воевали с Гранадой, там настолько перемешаны были христиане и мусульмане, что могли при политической выгоде союзничать. А вот перебежчиков веры не терпели. |
_________________ Я высказывался про любые правила критически. Видеть в этом продвижение собственных правил может только мудак. Чебур
Третий раз повторяю. Никаких книг я не читал. Baraka
Сам себя я бы классифицировал как "теоретик исторического варгейма". Foger |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 14:51:32
|
|
|
Tысячник
Зарегистрирован: Apr 17, 2006
Сообщения: 1010
Откуда: Киев
|
|
radioman писал(а): |
А вот вопрос возник такой. А что побуждало туркополов (из местных жителей) служить крестоносцам честно и верно с моральной точки зрения, помимо материальной?
|
Вероятно для типичного туркопола такая постановка вопроса аналогична более современному - Что побуждало русских служить коммунистам честно и верно с моральной точки зрения, помимо материальной?
Вы осознаете что даже ко времени появления в Леванте Ричарда ЛС государства крестоносцев существовали уже сто лет! И после него еще лет двести... Внуки и правнуки рядовых крестоносцев, родившиеся и выросшие в Леванте, Европу в знавшие только по рассказам - вероятно же изменили и стиль жизни, и способ воевать и даже мировоззрение под влиянием социума что их окружал.
В массе своей крестоносцы, пришедшие в Левант и осевшие там - были либо холостыми парнями, либо вряд ли имевшими возможность привезти оставленных в европе жен. Соответственно брали в жены, или просто делали детей местным женщинам. Дети таких смешанных браков - вероятно и есть основа туркополов.
К тому же, не нужно сбрасывать со счетов, что все время существования христианских государств в Леванте там трудились проповедники и миссионеры. |
|
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 16:52:20
|
|
|
Tысячник
Зарегистрирован: Apr 14, 2008
Сообщения: 1470
Откуда: Москва, Россия
|
|
Кстати, есть какие-нибудь данные по конфессиональному составу Леванта 11-14 веков? |
_________________ Ddoi di Dai i blith dy flodau? |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 20:09:02
|
|
|
Старший дружинник
Зарегистрирован: Dec 18, 2012
Сообщения: 337
|
|
Legionier писал(а): |
На всякий случай, автохтонное население Сирии (не-арабы, т.е.) и прилегающих территорий преимущественно христианское. В Ливане, кажись, до сих пор есть сколько-то (достаточно много) христиан.
Так что религиозных проблем с наймом легкой конницы, по идее, не должно было быть.
|
И они с детства гарцевали на лошадях и всё свободное время постреливали из лука?
Ну не знай, ИМХО, эти автохтоны скорее всего были привычны к мотыге, к лопате, к тасканию ведёр, к запряганию и оседлыванию осликов. Придёт такой автохтон к крестоносцам и скажет "Возьмите меня тюркополы!" И его с радостью возьмут. |
|
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 20:27:53
|
|
|
Tысячник
Зарегистрирован: Apr 14, 2008
Сообщения: 1470
Откуда: Москва, Россия
|
|
А какая разница: что умели, что нет?
Христиан в Леванте и помимо крестоносцев было, наверное, достаточно. |
_________________ Ddoi di Dai i blith dy flodau? |
|
|
|
|
|
|
Добавлено:
28-12-2013 20:52:13
|
|
|
Князь
Зарегистрирован: Feb 13, 2009
Сообщения: 2287
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
С темой знаком поверхностно. Но, возможно, это были подданные христианских государств? В истории масса примеров, когда в армиях государств с одной преобладающей религией служили люди иных религий. Причем на совесть. К примеру - Дикая дивизия в РИА, башкирская конница в русской армии наполеоновских войн, контингенты христианских регионов в Османской империи, боснийцы в австрийской армии... Да полно примеров.
В израильской армии, например, служат арабы-мусульмане. Куда ещё ярче пример? |
_________________ Сайт студии "Сибирь": http://siberia-miniatures.ru/ |
|
|
|
|
|
|