Зарегистрирован: Mar 29, 2006
Сообщения: 1247
Откуда: Москва, Россия
В начале марта сыграл, наконец, в давно купленный, но до сиз пор не опробованный стратегический варгейм No Peace Without Spain! Игра очень понравилась как мне, так и моему оппоненту Владиславу, особенно, если учесть, что она вышла "общепримиряющей", поскольку доиграть до конца мы не успели и сошлись на ничьей. Причём мне очень повезло с Владиславом - он историк по образованию, к тому же недавно прочёл книгу про герцога Мальборо, пожалуй, лучшего полководца этой войны. Потому я с удовольствием слушал его исторические комментарии, касающиеся того, что происходило у нас на карте. Например, очень интересная была история про то, как в одном из сражений в Испании французов возглавлял англичанин, а союзников (в основном, англичан) - француз.
Надо сказать, что перед началом игры я волновался: по прочтению правил многие моменты казались нестандартными и поэтому неинтуитивными. Но как только стали играть, всё вошло в свою колею, и вопросов и сложностей с правилами почти не возникало (хотя, конечно, без ошибок с нашей стороны не обошлось).
Как обычно, стороны, за которые будем играть, определили броском кубиков. Владислав выбросил большее значение (три, а я бросил двоечку) и взял на себя командование войсками Бурбонов. Мне достался альянс "двунадесять языцех", основную часть которого составляли англичане, голландцы и австрийцы.
Начало игры
Поскольку денёк вчера выдался солнечный, некоторые фотки вышли не очень удачно, надеюсь вы меня простите. Вот стартовая расстановка:
Слева на западе Пиренейского полуострова испанцы удерживают Кадис. В северной Италии против друг друга стоят армии Евгения Савойского и Вандома. Севернее Франции, в Голландии можно видеть двухцветную фишку герцога Мальборо, который имеет наибольший тактический рейтинг в игре (3), правда, при условии, что он командует одновременно англичанами и голландцами. К слову, таких условий в правилах довольно много, но поскольку они достаточно однотипные, привыкнуть к ним не составляет труда. Остальные генералы тоже будут иметь штраф к рейтингу, если в их армии не окажется хотя бы корпуса их родной национальности.
Надо сказать, что в первый ход есть много спецправил, которые отражают реальный ход начала войны. Например, крепость Льеж имеет уровень не 2, а 1. Это вполне логично, поскольку армия Мальборо начала с того, что сняла осаду с голландского города Маастрихта и захватила расположенный неподалёку Льеж. У Бурбонов тоже есть свои бонусы в первый ход. Они могут в любой момент ввести в игру на своей стороне нейтральную Баварию, кроме того, две крепости, Трир и Ульм автоматически сдаются французам, стоит им лишь войти в их области. На следующем фото как раз можно увидеть результаты этих спецправил:
Самый главный результат, о котором ещё не было сказано - взятие англичанами Кадиса. Это значит, что они теперь контролируют Средиземное море. Французы всё ещё могут вернуть контроль над ним (с помощью тулонского флота), но только временно, в конце каждого хода контроль вновь переходит ко мне. Зачем тогда французам мучиться, спросите вы? А в этой игре всё очень взаимосвязано. Дело в том, что контроль над Средиземноморьем - это обязательное условие для проведения попытки антибурбонского восстания в Испании. причём, сначала проверяются условия на восстание, а уже потом контроль над морем возвращается Альянсу. Так что чем дольше французский флот будет сражаться (хоть он очень затратен для французов), тем дольше внук короля-Солнца удержится на испанском престоле.
Посмотрим поближе на один участок карты:
У нас сейчас самое начало хода - фаза Событий. Каждый игрок тянет по карте из специальной колоды и разыгрывает её. Да, в игре события выделены в отдельную колоду, которая не смешивается с колодой действий, как в большинстве CDG. В принципе, решение, имеющее право на жизнь, поскольку события довольно сильные, и если бы сразу несколько таких карт могло придти в руку, это сильно ломало бы игру. С другой стороны, почти все карты сразу обязательны для разыгрывания, и их действие не зависит от того, кто их вытянул. Вот на картинке сверху вы видите карту "Интриги в Версале". Её вытянул Владислав, но согласно тексту карты, игрок Альянса (то есть я) выбирает любого французского генерала и убирает его из игры на один ход. У игрока нет возможности сбросить её, потратив, скажем, карточку действия, или наоборот, активизировать, заплатив за это. Вот этой мини-игры, мини-торговли за полезные и вредные события, которая присутствует в Washington`s War и Unhappy King Charles, мне немного не хватает в NPWS.
Теперь настало время рассказать о боевых действиях. Основные события этого и следующего ходов развернулись в Италии и Австрии:
На второй ход мы наконец решились на первое серьёзное сражение. Вообще, бои в этой игре довольно непредсказуемы. Но дело тут не в самой боевой системе, она часто встречается в других играх и называется "ведро кубиков". Дело ещё в другом: в этой игре армия может уклониться от боя, если находится на своей территории, и для этого не надо проходить никаких проверок (что обычно бывает в других играх). Получается, что заставить сражаться заведомо более слабого противника очень непросто, поэтому сражения как правило происходят между равными армиями, ну скажем, 10 на 12 кубиков. А тут уж как повезёт. В этот раз Фортуна баталий была на стороне Бурбонов, по крайней мере первую половину игры. Свой первый успешный бой я провёл за пару ходов до конца игры, причём это был герцог Мальборо, обеспечивший мне полуторное превосходство в кубиках (12 против .
Ну вот, интригу я уже совсем раскрыл... Да, на второй ход произошло сражение под Мантуей, в котором принц Евгений Савойский потерпел очень сильное поражение. Но "Великой победы" французы добиться не смогли, для этого надо нанести противнику 5 хитов, а в армии принца было 4 корпуса, и тут сыграла роль ещё одна особенность боёв - нельзя нанести хитов больше, чем есть отрядов в армии. Итак, Евгений проиграл сражение (хотя бросал больше кубиков, чем противник), и его деморализованная армия ушла сквозь теснины в австрийские Альпы. совершено разумно предположив, что преследовать австрийцев бесполезно (на своей территории Евгений просто уклонился бы от боя), французская армия приступила к осаде Мантуи (в которой австрийцы предусмотрительно оставили сильный гарнизон).
Следующая иллюстрация роковых событий:
Мантуя выдержала уже два штурма (это видно по маркеру с цифрой +2) и находится на грани сдачи - уровень укреплений крепости упал до нуля (тоже видно по маркеру), а гарнизон уже наполовину обескровлен. Достаточно нанести один хит - и Мантуя сдастся Бурбонам. Кстати, гарнизон при этом не будет полностью уничтожен! В игре есть ещё одно интересное и необычное правило: поскольку дела у нас происходят в галантный век, все взятия крепостей завершаются почётной капитуляцией гарнизона - обескровленный корпус отступает из крепости в соседнюю дружественную область. Всё-таки мне нравится эта игра!
Однако вернёмся к картинке, поглядите - французская армия "С" в Линце, в одном переходе от Вены! Правда, чтобы придти под стены австрийской столицы, надо сначала захватить Линц. Но это очень слабая крепость, а австрийцы не позаботились укрепить её гарнизоном. Надежда лишь на плохие броски кубиков. Кстати, если Фортуна Баталий благоволила Владиславу, то Фортуна Осад его явно не взлюбила - французы с завидной частотой бросали единицы при штурме крепостей. Впрочем, не каждый раз, поэтому к концу второго хода ситуация на итальянско-австрийском ТВД приняла следующий вид:
Мантуя и Линц взяты французами! Один переход до Вены, взятие которой означает автоматическую победу короля Людовика XIV. Принц Евгений со своей деморализованной и обескровленной армией не в состоянии противостоять этой угрозе... Неизбежно и неумолимо приближался третий ход игры, грозящий стать последним...
Зарегистрирован: Jan 13, 2005
Сообщения: 13470
Откуда: Москва, Россия
Franky писал(а):
Pipeman писал(а):
Franky, давай это обзор-репорт перенесём в контент? В смысле, в раздел настолок?
Я не против. Что от меня нужно? Текст с html кодами?
Прямо html-код готовый? Ну, это вообще было бы идеально.. Но в принципе достаточно текста и отдельно фоток... В крайнем случае я сам могу по ссылкам это вытянуть, но это времени больше займёт..
Franky писал(а):
[Кстати, а здесь отчёт останется? А то захочет кто-нибудь что-то спросить, а негде.
Останется, конечно..
З.Ы. Сорри, три дня сидел без Инета (комп сдох), поэтому ответил не сразу
_________________ "Мы медленно спустимся с холма.." (с)
Зарегистрирован: Mar 29, 2006
Сообщения: 1247
Откуда: Москва, Россия
Pipeman писал(а):
Прямо html-код готовый? Ну, это вообще было бы идеально.. Но в принципе достаточно текста и отдельно фоток... В крайнем случае я сам могу по ссылкам это вытянуть, но это времени больше займёт..
Ну я же сначала в блоге отчёты выкладываю, а там всё в html тегах. Это потом их в форумные ВВ-теги переделывать - дополнительная работа. Я тогда пришлю тебе на этой неделе.
Pipeman писал(а):
З.Ы. Сорри, три дня сидел без Инета (комп сдох), поэтому ответил не сразу
Сочувствую. У самого после НГ комп сгорел, пришлось материнку менять...
Бурбоны удержали Испанию, владения в Италии (кроме Неаполя), захватили что-то по мелочи в той же Италии и Германии.
Однако и потери были велики: вся Бельгия, вся Бавария, несколько "родных" городов Франции (Бушен, Страсбург, Безансон, Сен-Кантен). Вобщем в одном переходе от Парижа, что, сами понимаете, полное merde!
Не менее оплакиваемы обе две потери в генералитете за всю игру 1702-1713гг.: Бёрвик и Валлар. Легли, так сказать, костьми на защиту Франции.
Экономика обеих сторон испытала страшное напряжение, во Франции это привело к Финансовому коллапсу, а в Англии к росту влияния Английского национального банка.
Французские дипломаты проявили редкую корявость, а Сент-Джеймский двор редкую неуступчивость. С 1710г. велись переговоры о сепаратном выходе Британии из войны, но та осталась верна Альянсу (жаждала крови, видать).
Хотя французы уже в 1711г. "были согласны" на незначительный проигрыш в войне. Но война продлилась и Альянс проник во внутренние области Франции...
Результат "малая победа Альянса" можно считать вполне историческим.
Хотя послевоенные соглашения могли существенно отличаться от исторического аналога.
Зарегистрирован: Mar 29, 2006
Сообщения: 237
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
И мои пять копеек.
Игра сыграна.
Собственно по игре появилось несколько мыслей, которыми я и поделюсь.
Эмоциональный уровень.
Понравилось:
- читать и переводить правила
- оформление и рисунка и подложки на карте и картах всякие батальные полотна
- событие "Битва при Мальплаке" (и сама его суть и как у нас сыграло)
- игрушка в Подкрепления, кто куда поставит войска
Не впечатлило:
- довольно линейная логика игры
- эпоха так и не зацепила (кружев не почувствовалось)
- уровень решений и задач, в который мне как игроку пришлось сыграть
Псевдо-аналитический уровень.
Понятное:
- соблюдена некоторая логика важных внешних событий (считайте, что практически все они произойдут)
- ассиметрия сторон: Франция меньше ресурсов и обороняется, Альянс с большими ресурсами атакует
- развитие логики этой ассиметрии линейное - Франции по ходу войны будет становиться сложнее (еще отнимутся ресурсы), Альянсу легче (добавятся)
- игра завязана на осады, все полевое (маневры, сражения) "обслуживает" эту часть
Интересное:
- "кошки-мышки" с тем кто где выставит подкрепления (правда, это несколько портится тем, что карты акций уже после пополнений берешь, можешь НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ переосторожничать или недоагрессивнуть)
- про окружения и отступления к своим базам снабжения
- в Испании - не так много крепостей во внутренних областях, но задачи решать приходится малыми армиями, т.к. местность вся там беспладная/горная/неудобная
Не обрадовавшее:
- события сами по себе случаются, игра сама по себе
- решения игрока очень во многом завязаны на случайность
- осады центральное место, но в них тебе решать ровным счетом нечего
- случайности зависят НЕ ОТ ИГРОКА, если сильно не повезло, то прямая логика игры все вернет на свои места и мы получим более менее линейную картину развития сюжета
Про "сюжет-сценарий" игры.
События сыграются сами, не известно только точно в какой последовательности. Французских генералов и Савойского будет что-то да отвлекать от войны. Англичане возьмут Кадис, Минорку, откроют Банк, получат Савойю (рано или поздно). Во Франции случится финансовый кризис, а в Австрии помре император.
Периодически будет "убегать-прибегать" корпус то у Франции, то у Альянса. Раз "Якобиты" по кубику попробуют мятеж поднять, тоже солдат прибежит-убежит, вроде.
В начале пока армий много и акций на все не хватает, Франция должна отъедаться городами (для ПО) и возводить всякие оборонительные постройки, чтобы Альянсу потом не так быстро это слопать.
Держаться на всех фронтах не получится, поэтому в начале на одном направлении будет доминировать Франция, на каком-то другом Альянс. На остальных направлениях большая вероятность "позиционной" войны. Стоим, ждем, ибо действия = случайный результат.
В середине войны наступит ясность, как будем доигрывать партию.
Если повезло Франции, то она сможет претендовать на победу за столицу. По очкам в конце игры тоже вероятность есть, но концовка в логике игры за Альянсом, там будет зависеть от его невезения.
Если повезло Альянсу, то ближе в автоматической победе будет он.
Если все идет с равной долей везения, то Альянс усилится и "победит с близким к историческому результатом" в конце игры (при выходе или нет Англии из союза). У Франции тоже шансы есть, зависит от того, как "отъелась" в начале партии.
Развязка в игре откровенно никакая.
Ресурсов Альянса хватает на все (даже при фатальном невезении и поражении в полевых сражениях от француза), а Француз копит силы и "обороняется" (гарнизонами или полевыми сражениями).
Как выпадут карты акций, как выпадут кубы к такому результату и придем.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах