Продолжая закрывать старые долги по публикации материалов, сегодня мы перепечатываем статью камрада Семаргла, которая была им написана для группы ВКонтакте "Митиатюры 1/72" и любезно предоставлена также и нам. В данной статье речь идёт об "Эпохе битв" - первом коммерческом историческом варгейме с миниатюрами в России.
"..«Эпоха битв» – первый официальный коммерческий исторический варгейм на территории России и, собственно, всего СНГ, выпущенный компанией «Звезда». В принципе, можно считать его первым варгеймом, если не учитывать фэнтезийные поделки для детей от «Технолога». Но это не значит, что варгеймов и варгеймеров не было. Были небольшие группы любителей военно-стратегических игр, которые играли по переведенным западным правилам, либо по самопальным..." - Семаргл.
Звездный час «Эпохи битв».
Автор: Семаргл
«Эпоха битв» – первый официальный коммерческий исторический варгейм на территории России и, собственно, всего СНГ, выпущенный компанией «Звезда». В принципе, можно считать его первым варгеймом, если не учитывать фэнтезийные поделки для детей от «Технолога». Но это не значит, что варгеймов и варгеймеров не было. Были небольшие группы любителей военно-стратегических игр, которые играли по переведенным западным правилам, либо по самопальным.
Первый набор миниатюр "Звезды" в масштабе 1:72.
В 90-х ниша исторических варгеймов в России была практически пуста. Поэтому компания «Звезда» решила выпустить первые гексостратегии с использованием своих фигур в масштабе 1:72. В процессе создания и тестирования и родилась идея «Эпохи битв». И в далеком 2000-ом году вышла первая редакция правил. Игра представляла собой небольшое тактическое сражение эпох античности и средневековья для фигур масштаба 1:72 производства компании «Звезда» с использованием 20-тигранного кубика. Сами правила, по словам разработчиков, создавались под влиянием компьютерной игры «Sid Meier's Gettysburg!» (на начальной стадии) и «Warhammer» (на стадии коррекции). Идейным вдохновителем был директор ООО «Звезда» Константин Александрович Кривенко, а разработкой занимался Игорь Стрекалов.
Это был пофигурный варгейм, где каждый воин имел свои характеристики. Ходы делались по очереди: сначала один игрок выполнит все свои действия, затем другой. Побеждал тот, кто полностью уничтожит все подставки противника. Фигурки объединяются в «полки» - подставки емкостью 12 пеших и 6 конных, действующих как отдельное подразделение. «Полк» не отображал какую-то конкретную тактическую единицу. В отряд можно было включать полководца, знаменосца и музыканта – они делали его сильнее. Отряд мог двигаться, атаковать и стрелять. Потерянные фигурки снимались с подставки, а смена состояния «полка» отображалась в специальной карточке (где в основном отображались показатели «Слава» и «Боевой дух»). Было в правилах и такое понятие как «резерв»: один из полков игрока, который в бою не участвует, в определенный момент выставляется на стол на территории контролируемой в начале игры и на линии своих войск.
Система рассматривалась «Звездой» как дополнительный стимул продаж миниатюр 1:72, поэтому, когда вышла первая редакция «Эпохи битв», ранние наборы приходилось подгонять под листы боевых характеристик (ЛБХ). Следующие наборы уже стыковались с правилами. Т.к. ассортимент фигурок был небольшой, то армий тоже было мало: ЛБХ были всего на 5-6 армий. Правда, к каждому новому набору прилагались свои листы, а так же дополнения к правилам (например, использование слонов и колесниц). Интересно, что все ЛБХ русских воинов отличались повышенной стойкостью в плане Морали (ибо русский дух крепок!), а если миниатюры выходили особо удачными и грозными (как, например, Боевые слоны), то частенько их планируемые характеристики корректировались в лучшую сторону.
К сожалению, первая редакция правил страдала жестким дисбалансом и наличием огромного количества дыр, что способствовало выходу множества дополнений, как официальных, так и любительских. Правила требовали большой эрраты. Для этого был создан игровой отдел, который возглавил Алексей Калинин. В 2002г вышла вторая редакция правил (хотя в «Звезде» предпочитают называть ее версия 1.5). Существует даже слух, что Константину Кривенко было предложено просто локализовать правила DBA и переделать их под 72-ой масштаб. Но вопрос стоял принципиально – «Эпоха Битв» это собственная разработка «Звезды», сделанная за счет внутренних ресурсов, поэтому от идеи отказались.
Тем не менее, в «Эпоху битв» играли. «Звезда» начала выпускать журнал «Военные игры и миниатюры» для поддержки своих систем (и для рекламы продукции конечно же). Помимо информации о продукции «Звезды» в нем можно было найти мастер-классы по покраске, террейностроению, батлрепорты, статьи по военной истории. Было выпущено 5 номеров.
В 2004 году вышла официальная третья редакция правил «Эпоха битв». Система обзавелась расширениями на наполеоновские войны и на самурайские войны. Игровой процесс стал больше напоминать «Warhammer». Это было связано с большой популярностью «WH», и таким образом разработчики пытались сделать «Эпоху Битв» более понятной для игрока. Правила стали более логичнее, но… они были опять-таки рассчитаны на детей, а игроки ждали чего-то более взрослого. В игровой механике было много дыр. Правила опять требовали дополнений. Игровой отдел принялся за написание 4-ой редакции. Главной идеей была система командных карточек/планшетов, правильно реализованная уже только в проекте «Art Of Tactic».
Но в этот период началось стремительное падение продаж солдатиков 1:72: из массовой детской забавы фигурки превратились в нишевый продукт для коллекционеров. Работа над новой редакцией приостановилась.
После этого начался отток игроков из системы. Этому также способствовало появление своих вариаций на тему «Эпохи битв», а так же перевод иностранных правил, которые были гораздо продуманнее. «Звезда» перестала издавать журнал (т.к. он финансировался за счет компании и был убыточным), новые наборы стали выходить без ЛБХ, да и впоследствии выпускались наборы, которыми нельзя было играть в «Эпоху битв» (например, наборы на Северную войну).
3 сентября 2009г на официальном сайте ООО «Звезда» появилась следующая запись:
«Внимание! Хорошая новость для поклонников варгейма! Игровая система «Эпоха битв» будет радикально изменена: от логотипа до правил. Неизменным останется высокое качество миниатюр. Абсолютно простые базовые правила - для новичков. Расширенные правила – для опытных варгеймеров. Вы можете сами выбрать уровень сложности! От простейшей игры в солдатиков до серьезной исторической реконструкции. Новая «Эпоха битв» - это:
- принципиально новые, не имеющие аналогов правила игры;
- небывалые для настольного варгейма динамика и интрига;
- новые аксессуары, разработанные с учетом Ваших пожеланий. Игровая система «Эпоха битв» на время уходит с прилавков, чтобы вернуться в ближайшее время в абсолютно новом качестве. Готовьтесь к встрече!»
Это значило, что новая редакция правил не за горами. Идейным вдохновителем как всегда был генеральный директор ООО «Звезда» Константин Кривенко. Перед игровым отделом стояла задача создать самобытный варгейм, в котором правила были на 1-ом месте, а модельная составляющая на 2-ом.
В январе 2011г вышла игра по новой редакции «Эпохи битв» - «Полтава». Система позволяла отыгрывать сражения периода Северной войны между шведами и русскими. В апреле вышло «Ледовое побоище», где игрок воссоздавал сражение между Великим Новгородом и Ливонским орденом середины XIII века. Набор включал в себя уже расширенную версию правил. Для ознакомления с нововведениями не обязательно было покупать коробку - правила можно было скачать с официального сайта «Звезды».
Правила весьма отличались от предыдущей редакции. Основным нововведением была система одновременных приказов: игроки записывают приказы на карточке, а затем открывают карточки и показывают их друг другу. Потом одновременно начинают исполнять приказы. Все записанные приказы должны были быть выполнены, даже если ситуация на поле боя изменилась и это было не выгодно игроку. Еще из нововведений было приспособление под названием «компас», для определения направления движения.
В 2011г был реанимирован тематический журнал. Теперь он назывался «Поле битвы» и издавался совместно с издательством «Цейхгауз». Издавался как приложение к журналу «М-хобби» и его можно было скачать с сайта компании. Но журнал постигла такая же судьба, как и его предшественника – он закрылся на пятом номере.
Была анонсирована игра «Тарас Бульба», где игрок мог ощутить себя казачьим гетманом, побеждающим ляхов. Но сама редакция правил вышла слишком поздно: игрокам она была уже неинтересна. Несмотря на все старания компании, продавалась новая игра слабо (хотя уже на стадии разработки мало кто верил в реанимацию масштаба 1:72). Последним большим набором солдатиков был «Монголы. Золотая орда», вышедший в июле 2011г, и осенью того же года было решено систему «Эпоха битв» официально закрыть.
И как завершение: «Эпоха Битв» - это была первая дешёвая массовая игра на околоисторичскую тематику с миниатюрами, производимая в России. «Звезда» сделала общедоступным пластик в 72-м масштабе и познакомила огромное количество казуалов с варгеймом как таковым. Многие игроки пришли через эту систему в варгейм и первыми попытками дизайна своих правил для многих стали модификации «Эпохи битв». В самой «Звезде» каждый, кто приходил работать в игровой отдел, обязательно занимался, сначала на вторых ролях, игровыми системами «Эпоха битв», «Кольцо власти» и т.д. для обретения базовых профессиональных навыков и проверки на стрессоустойчивость, что позволяло в будущем выпускать более качественные продукты. Но система не смогла приспособиться к потребностям быстрорастущего комьюнити и, как результат, была вытеснена конкурентами на обочину варгейминга…
PS. Автор выражает благодарность в подготовке статьи Полине Ярославцевой и группе Звезда - настольные игры.
.............................
Особое мнение от "ГлавВреда".
Эх, ностальгия-ностальгия.. "Эпоха битв" когда-то в далёком 2001-м стала игрой, втянувшей меня в мир варгеймов.. И именно по ней я написал свою первую статью "Эпоха битв в числах" для давным-давно почившего в бозе wargames.ru. И, конечно, она была крива, коса, сыра и дисбалансна, но.. она привела в мир варгеймов с миниатюрами множество людей на пост-СССР. Сайт "Поле боя" тоже когда-то в 2002-м начинался именно как сайт "фанатов Эпохи" и изначально только на неё ориентировался.. Впрочем, очень скоро на нём появились и статьи по другим игровым системам, и обзоры миниатюр не только "Звезды", но и других производителей..
Ну, а теперь собственно мои "пять копеек": в статье акцентировано внимание на том, что в 2002-м году игровой отдел "Звезды" возглавил Алексей Калинин, но не указано, когда он оттуда ушёл, поэтому при прочтении создаётся неверное мнение о том, что он причастен к поздним "экзерсисам" игрового отдела. На самом же деле, Алексея достаточно быстро "съели" (в "Звезде" вообще мало кому удавалось долго выживать) - если мне не изменяет склероз, то в 2003-м он в "Звезде" уже не работал (по крайней мере "Кольцо власти" выходило уже без него и движок этой игровой системы был уже гораздо более "вахоподобным", чем ранняя "Эпоха битв").. Вообще, то, куда Алексей попытался двинуть "Эпоху" могло быть оригинальным - некоторые моменты потом проскальзывали в его собственной игровой системе «Art of Tactics» (не путать с «Art of Tactic», игровой системой "Звезды", появившейся на десятилетие позже, различие в одну букву, но существенное! ). Но после увольнения Калинина все его нововведения были молниеносно "зачищены" и так и не увидели свет в новых редакциях "Эпохи". В игровой отдел пришли новые люди и их видение игровой системы было совсем иным - не таким как у Алексея Калинина, но и совсем не таким, как у Игоря Стрекалова. "Официально-вторая" редакция была издана на удивление "богато" для российской игры, но широкого интереса не вызвала - это был в чём-то даже больший "олд скул", чем первая и "полуторная" редакции, а многие игроки уже успели распробовать прогрессивные системы "нового типа".. Вообще, имхо, наиболее интересные развития первая "Эпоха" получила в Киеве и в Питере - в группах независимых от "Звезды" варгеймеров. И, если киевский вариант выдавал близкое знакомство его создателей опять же с "Вархаммером", то "Питерская Эпоха" была всё-таки больше именно "Эпохой".. Но "эпоха Эпохи" уже в любом случае заканчивалась - даже создатели этих "народных редакций" постепенно уходили от "эпоховской концепции" либо создавая свои уже совершенно независимые правила, либо переходя на более современные и "модные", известные во всём мире игровые системы..