Битва при Мортимер-Кросс
Дата: 16/11/2010
Тема: Варгеймы. Хроники.


    "...И тут бабахнули пушки Эдуарда – по надвигающейся баталии Сомерсета. И так удачно (напомню: Стратегма «Мастер Пушек»), что три базы просто сдуло (очевидцы утверждали, что убитых и покалеченных было мало, а вот шок от обстрела оказался таким, что две базы лучников и база бильменов быстро понеслись в кустики)..."

    Представляем вашему вниманию описание сражения времен войны Алой и Белой Роз сыгранного по правилам от The Perfect Captain "A Crown of Paper: A Coat of Steel" - "Бумажная корона: закованные в сталь", перевод которых можно найти на нашем сайте в разделе "Правила".

    Описание сражения любезно предоставлено Chaos_Lord'ом.



Битва при Мортимер-Кросс.

Автор репортажа: Chaos_Lord

    На Средневековье есть очень много правил, но они все имеют один существенный недостаток: они пытаются дать игрокам возможность «сыграть в Средневековье» вместо очевидного решения – смоделировать боевые столкновения, исходя из структуры самой средневековой армии, поведения ее командиров и солдат на поле боя.
    Проще говоря – если есть организация в боевые группы (FoG), то нет командования. Если есть отлично проработанная стрельба и рукопашная (Т.Гор), то нет командной структуры (за поотрядное движение – «отдельно лучники, отдельно – билльмены», какой-нибудь Сомерсет вас бы точно зарубил бы секирой, будь вы его командиром). И только «Капитаны» (The Perfect Captain) и их «Закованные в сталь» (ACoS) привлекли меня чудесным сочетанием «Командование-Мораль-Боевые группы-Стрельба и Рукопашная»

    http://perfectcaptain.50megs.com/acop.html

    Смотрите сами: в ACoS армия «набирается» не из моделей, а из контингентов – реальных исторических контингентов. Если к нам в подчинение пришел пэр или барон, то это означает, что он привел с собой базу латников и две-три базы бильменов или лучников в ливреях (свиту). Если мы набираем ополчение, то не ждите в его рядах появления воинов в латах – их там не будет, это «быдлопехота» с луками или копьями. Если у вас есть средства нанять профессиональных головорезов, то в их рядах будут и латники с секирами, и арбалетчики, и стрелки с аркебузами – и даже пикенеры (из Фландрии или Швейцарии). И артиллерия.
    Контингенты собираются в роты, каждая из которых имеет командира, его Характеристики – ключ к поведению роты на поле боя, мало того, что общая мораль (Courage) роты зависит от ее состава и доблести командира, так еще и список возможных тактик также зависит от того, чей флаг реет над ротой. Есть Порывистые командиры, увлекающие своих солдат в идиотские поспешные атаки, есть Старые Солдаты, применяющие уловки и чувствующие время (время стрелять и время идти в атаку), и есть любители, зачастую апатичные и вероломные.
Да, это «фишка» ACoS – если в рядах вашей армии есть контингент из противоположного лагеря (ведь речь идет о Войне Роз в Англии 1455-1485г.), то он:
    - может «неожиданно» перейти на сторону противника на первом ходу,
    -если ваши дела плохи, многие роты предпочтут позорно сбежать из боя.
    Вторая «фишка» ACoS – все роты собираются в баталии, их всего три на армию +резерв. У каждой баталии есть свой трек приказов, они зависят от тактики, которую перед боем выбрал командир баталии и имеют определенный набор приказов, например: «быстро подойти, всадить стрелы навесом, еще раз сблизиться, прицельно тяжелыми стрелами выбить первый ряд противника – и мощно атаковать». Если баталия двигалась-стреляла и была остановлена (стрелами или атакой), она сможет дальше продолжать только «рваную» или «усталую» атаку. Или, если мораль рот опустится до нуля – они обратятся в бегство.
    Помимо выбора типа стрел (навесом легкими – или в упор, тяжелыми, которыми вдаль стрелять можно, но с отрицательным модификатором), в ACoS очень подробно сделан рукопашный бой, он зависит от скорости сближения, усталости воинов – и от тактики их командиров. Они могут, буквально рискуя собой, ринуться со знаменем в руках вперед – или могут с криком «Колите их, парни!» попытаться (своими лучниками, например) вырезать бильменов и латников врага.
Вобщем, «Капитаны» и их ACoS – это заманчиво, к тому же – бесплатно («скачай и распечатай»), да еще и на русском языке (см. соответствующий раздел на «Поле Боя»).
    Для пробного сражения был выбран сценарий «Мортимер-Кросс», так как он есть у Терри Гора (значит, будет с чем сравнивать). Итак, вводная часть: предатель и изменник Ричард Невилл (Уорвик) и его брат Уильям Невилл (лорд Факонберг) со своими ратями (контингенты Кале), высадились на западном побережье вместе с наемниками Пьера де Брезе, которых прислал французский король. И соединились с баталией Сомерсета-Оксфорда. Они идут навстречу армии Эксетера, Букингема, Принца Уэльского и Маргариты Анжуйской - и тогда их соединенные силы превысят 30 000 воинов и их победа станет вопросом времени.
    Эдуард IV, король из династии Йорков собрал все, что мог (своих капитанов, брата Ричарда и Уильяма Херберта и артиллерию), по пути к ним неожиданно присоединилась баталия Нортумберленда (Генри Перси – убежденный Ланкастер, но в те годы и многие Йоркисты сражались за Алую Розу, тому пример сейчас Уорвик).
    С этими силами они вышли к единственному месту - перекрестку четырех дорог - где можно перекрыть путь силам противника. На этом месте уже была битва и теперь у Мортимер-Кросса снова сойдутся Алая и Белая Розы:

 

    Общая задача Ланкастеров - прорвать линию белой Розы и выйти к броду. Задача Йорков - не допустить этого и опрокинуть Ланкастеров контратакой.
    Прелесть в том, что в лагере Ланкастеров только одна баталия Алой розы -по правилам, баталия Невилей "колеблющаяся" и может стать "предателем" (тогда будет избиение Сомерсета и Оксфорда), а вторая баталия - наемники, которым эта война до лампочки.
    А в лагере Йорков баталия Нортумберленда - тоже "колеблющаяся" и может перейти на сторону Ланкастеров...хе-хе. Тогда корона на голове Эдуарда станет бумажной...
 
   Силы сторон:
    Ланкастеры:

    Wayward (Сомерсет+Оксфорд) 3 базы конных МАА, 3 базы пеших МАА, 3 базы бильменов свиты, 3 базы лучников свиты

    Mainward (Уорвик+Факонберг) 2 базы МАА, 3 базы ополчнения с копьями, 3 базы бильменов свиты, 2 базы лучников свиты и 6 баз лучников ополчения

    Rearward (де Брезе+Клиффорд) 4 базы МАА, 4 базы гасконских арбалетчиков, база бильменов, база ополченцев с копьями и 4 базы лучников свиты.
Около 120 миниатюр.

    Состав Йорков:

    Wayward: Ричард Глостерский (9 баз лучников (3 ополчения), 3 базы МАА)

    Mainward: Эдуард (4 базы МАА (2 маа, 2 билменов), 9 баз лучников)+ 2 пушки

    и Rearward: Нортумберленд (6 баз МАА (2 базы МАА, 2 билменов, 2 копейщиков), 6 лучников (1 ополчения))

    Всего 130 миниатюр.

    На расстановку местности и фигур (и сборы игроков) ушло около часа. В 13:00 сделали бросок на погоду – безветренный солнечный день. Йорки заняли место на холме (его потом назовут «Королевский холм»), Генри Перси взял на себя охрану моста и брода на левом фланге. (В случае его перехода на сторону врага, ловушка захлопнется!).

    Ланкастеры (точнее их главнокомандующий Генри Бофор, лорд Сомерсет, то есть – я =) поступили мудро: они «зажали» в центре мятежную баталию братьев Невиллей, единственной ошибкой я могу назвать объединение конных латников с пешими (их нужно было отрядить в засаду или в Резерв).

    Эдуард провел обстрел противника из пушек, но артиллеристы мазали безбожно и даже никого не напугали. Отметим, что Эдуард взял себе Стратегму «Мастер Пушек» - это потом ему очень пригодилось!

    Первой активизировалась и «грозно» (игровой термин) пошла на врага баталия де Брезе-Клиффорда. Сенешаль Нормандии, Пьер де Брезе, как опытный и старый солдат выбрал себе Стратегмы «Чувство Времени», «Вдохновляющий» и «Стойкий знаменосец» (что позволит его знаменосцу принять удары врага на себя в рукопашной).
    В ответ пришла в движение баталия Генри Перси – она развернулась вправо и стала забираться на холм. Сомнений не было: проклятый Норумберленд перешел на сторону врага!
    Второй сюрприз преподнесли братья Невилли: им тоже выпала из чаши активации фишка «Предатель». Так как Уорвик «против Перси», то Чебур, который был «нашим Уорвиком» резонно решил под шумок разделаться с Нортумберлендом – а тот уже осыпал стрелами королевскую баталию! Отмечу, что у Эдуарда Мужество баталии было 5 (как и у баталии Сомерсета), так что его парням начхать было на стрелы Перси, тем более, что стрельба оказалась неудачной.

    И тут бабахнули пушки Эдуарда – по надвигающейся баталии Сомерсета. И так удачно (напомню: Стратегма «Мастер Пушек»), что три базы просто сдуло (очевидцы утверждали, что убитых и покалеченных было мало, а вот шок от обстрела оказался таким, что две базы лучников и база бильменов быстро понеслись в кустики).

    Де Брезе хладнокровно перестроил две базы, чтобы без остановки миновать пашню – и вышел на дистанцию навесной стрельбы стрелами из луков и арбалетов (в игре совершенно справедливо навесная стрельба по площади сильно уступает в силе прицельной (в упор), особенно это касается арбалетов).

    Напрасно йоркисты презрительно улыбались, глядя как жалкие гасконцы судорожно перезаряжают арбалеты: стрельба была жалящей.

    Потом де Брезе опять двинулся на Ричарда Глостерского и остановился, имея в первой шеренге стрелков – для прицельной стрельбы в упор.

    А тем временем Эдуард и его люди осыпали стрелами предателей Перси, так что те сначала утыкали стерлами обслугу одного орудия – а потом вынуждены были рвануться в рукопашную. И тут выяснилось, что все-таки кубик (и таблицы) – быстрее и проще, чем карты.

    Хотя конечно забавно было Генри Перси вытащить карту развязки «Оружие не заточено», его баталия с 3м мужеством в начале, дошла до «единички» и только правильная тактика ближнего боя позволила продержаться до подхода Сомерсета…
    …а тем временем наемники де Брезе еле перенесли залп тяжелыми стрелами. И только то, что их командир «Вдохновляющий» позволило наемникам перестроиться (восстановиться до 1 "Мужества") и врубиться в ряды Глостерцев.

    Тут Ричард пожалел, что отрядил в ряды королевской баталии контингент бильменов (вместе с лучниками), бой был жестокий и Ричарда спасло то, что он находился в задних рядах.
    Людям Эдуарда удалось отбросить баталию Нортумберленда, но в этот момент в их ряды с фланга врезались латники Сомерсета и Оксфорда.

    И тут божественное вмешательство остановило братоубйственную резню: начал сыпать первый снег, да так сильно, что в двух шагах все было белым-бело. Йоркисты буквально растворились в снежном буране…

    …а мы, как и игроки, получили огромное удовольствие от игры и правил «Капитанов»! Хотя никто из пэров не погиб, поединков не было и Уорвик так и не добрался до головы Перси!
    Два недостатка, однако, были подмечены – нет «перестрелки», то есть одновременной стрельбы. И очень муторные подсчеты в рукопашной. Мы решили перейти на маркеры силы рот и Д6 с таблицами для стрельбы и рукопашной.

    Но достоинства правил налицо - интересные (даже интригующие), c выбором тактик и очень красивые. На всю игру ушло около трех часов.

    Мы вводим в Англии (и Франции, и Шотландии =) мобилизацию!
    И готовим новую битву!







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=710