8061. «Австрийские мушкетеры и пикинеры. XVII век.»
Дата: 02/08/2010
Тема: Миниатюры 1:72. Ренесанс.


     Сегодня мы пополняем каталог наборов "Звезды" новым обзором от Вячеслава Баталова aka Чеслав_Птальски:

    "...Прежде всего, этот отчет предназначен для тех, кто еще не решил для себя – иметь ли его на полке или не иметь. А если «иметь», то с чем придется столкнуться..." - Чеслав_Птальски.

   От редакции: Все обзоры на нашем сайте  являются авторскими материалами(т.е. отражают прежде всего точку зрения авторов статей, а не редакции сайта) и авторы сами решают какие оценки выставлять, поэтому мнение авторов может не совпадать с мнением редакции и установившимися традициями выставления оценок. 



Звезда 8061. «Австрийские мушкетеры и пикинеры. XVII век.»

Автор обзора: Чеслав_Птальски
Автор фотографий: Pipeman


Лицевая сторона коробки..

    «Одежда солдат эпохи Тридцатилетней войны мало чем отличалась от одежды горожан или крестьян Германии и других стран, вовлеченных в этот конфликт… В конечном итоге различие между мирным жителем и солдатом в то время определялось лишь наличием у последнего оружия» (1).

    Прежде всего, этот отчет предназначен для тех, кто еще не решил для себя – иметь ли его на полке или не иметь. А если «иметь», то с чем придется столкнуться. Выражаю свою благодарность коллеге Pipeman`у за предоставленные фотографии.


Оборотная сторона коробки.

    Историчность набора
    Снова, как и в случае с польскими гусарами, приходится отмечать нежелание уважаемого производителя признать, что 17век – понятие слишком широкое, и внешний вид даже именно австрийских пехотинцев мог значительно изменяться.


"Командный" литник, вид с двух сторон (1 шт.).

    1 Капитан. Этот командир облачен в камзол/дублет, просторные штаны с застежками чуть ниже колена и развесистые ботфорты. На голове, как и положено шляпа с перьями, на руках – перчатки с крагами. Вооружен капитан шпагой, дагой и колесцовым пистолетом – несколько нестандартный подход. Традиционно «комсостав 17в» вооружают протазанами, менее полезными в бою, чем пистолет. Офицерское достоинство отражает шарф, повязанный через правое плечо. Фигурка почти полностью соответствует рисунку на боксарте. Фигурка офицера на весь 17 и даже часть 18го века может «носить» почти любую одежду – офицерский костюм практически не регламентировался, однако…
    Дублет очень короткий. Это общая черта всего набора. С одной стороны это хорошо – все воины «оделись» в одно время. С другой стороны – при строгом подходе - ограничивается время применения набора. Общая тенденция европейской моды – постепенное удлинение дублета, пока к 1660ым годам он не превратился в полукафтан. Простим нашему консервативному капитану куртку конца 16го века? Горжет, то немногое, что осталось от прежних доспехов, наравне с шарфом отличал офицера, но не нашего (у нашего капитана очень хорошо видна верхняя пуговица дублета).
    Вывод: боевой командир, как и все дворяне презирающий регламенты и предписания, сын своего времени – начала 17в.
    2 Знаменосец. Сразу отметим большим плюсом отсутствие рельефного рисунка на полотнище знамени. Начинающим моделистам, возможно, это и доставит немало хлопот, зато есть возможность обойтись без «услуг» скальпеля и выставить на стол разные роты разных армий. Облачен знаменосец в короткий дублет, просторные штаны, застегнутые сбоку на пуговицы по всей длине, чулки с подвязками и ботинки с дополнительными гетрами. На голове - шляпа с перьями. Практично и универсально. Почти любая западно-европейская армия, начало 17 века.
    Маленький недостаточек – шпага на поясной портупее. Поясню.
    На боксарте все бездоспешные персонажи несут свои шпаги на плечевых перевязях. Это исторично и удобно – шпага того времени была весьма тяжелым боевым оружием (англичане прямо называли ее «меч» даже во время Гражданской войны). Является ли боксарт набора источником информации по набору? Должен ли являться?
    Художественная литература – сомнительный источник, но вспомните причину дуэли дАртаньяна с Портосом: перевязь шпаги, роскошно отделанная только по лицу.
    Источник посерьезнее – статьи А.В.Малова, посвященные полкам нового строя в Русской армии 17в, размещенные в ряде номеров «Цейхгауза». В них упоминаются шпаги, закупленные за рубежом вместе с плечевыми перевязями, ибо отечественная промышленность не могла обеспечить армию потребным количеством таковых. О том же говорят и номера «Нового солдата», посвященные армиям Гражданской войны в Англии (материал применим и удобен тем, что воюющие стороны добывали вооружение, где только могли, и в ходу было оружие со всей Европы).
    Ношение шпаги на поясной портупее в сочетании с одеждой первой половины 17в считаю общим недостатком набора и более на нем предлагаю особо не останавливаться.
    3 Барабанщик. Сложные эволюции всем строем с длинными пиками или мушкетами требовали ритмичности движений, поэтому барабанщик – очень нужный персонаж, что часто подчеркивалось его костюмом. На практике внешний вид музыкантов мог оказаться еще необычнее, чем даже у офицеров роты. Так, на боксарте барабанщик единственный носит так называемый «казакин», обшитый золотым галуном. Нередки уже в 17в случаи ношения музыкантами «обратной» по цвету формы. Вцелом же, если простую пехоту еще можно окрашивать, не «оглядываясь» на цвета знамени, то барабанщика рекомендую «одеть» строго соответственно цветам знамени.
    Барабанщик «из коробки» одет куда скромнее – все тот же дублет, только длиннее, те же штаны, башмаки и чулки. Нет даже перчаток, «обещанных» художником. Предполагается, видимо, особый статус передавать исключительно росписью. Вооружен шпагой, рукоять которой спряталась под барабан.
    Фигурка сборная – предстоит прикрепить одну руку и барабан.
    4 Единичная фигурка с командного литника. К сожалению, такой фигурки, ставшей уже традиционной, в наборе нет.



"Ординарный" литник, вид с двух сторон (3 шт.).

    Ординарный литник. Пикинеры.
    Практически все пикинеры в наборе снаряжены однотипно, что позволяет одиножды оценить их историчность.
    Доспехи. Пикинеры в наборе носят кирасы, состоящие из монолитных нагрудника и наспинника. На плечах кираса скрепляется двумя ремнями, теоретически усиленными стальными чешуями. На поясе, очевидно, половинки кирасы скрепляет ремень, опять же теоретически приклепанный к наспинной части. К нижней части нагрудника прикреплен «подол» из горизонтальных стальных полос, прикрывающих бедра. На головах пикинеры носят стальные каски с небольшими плоскими полями и медиальным гребнем. У основной массы каски украшены «плюмажем» из одного, но пышного страусового пера. Руки пикинеров защищены толстыми кожаными перчатками с крагами. Опять же на боксарте наглядно показано, как и для чего пикенером носится плотный дублет: очень короткие рукава-мыски выглядывают из под кирасы на плечах, полы дублета – из под налядвенников. Дублет из толстой кожи или плотной ткани делает таким образом ношение стальных доспехов более комфортным и предохраняет остальную одежду от преждевременного истирания. У наших пикинеров ни спереди ни сзади дублет из под кирасы не выглядывает. Возможно, это просто придирка, и все дело в масштабе?
    5 Пикинер, уперший пику в землю. Поза, ставшая классической для пикинера 17в. Отличие именно нашего пикинера в том, что второй рукой он уже достал шпагу. Фигурка сборная – обе руки отлиты отдельно. Руку со шпагой можно слегка поворачивать, поднимая или опуская. Поскольку эти ребята неизбежно составляют один ряд будущей фаланги, такое «разнообразие» поз радует. Таких фигур в наборе 6шт. Очень хорошая задумка.
    6 Пикинер, держащий пику горизонтально. Еще одна классическая поза пикинера. Ничего плохого в этом нет – многие армии обучались и действовали по одинаковым руководствам (например, голландским). Фигурка снова сборная, одна рука с пикой выполнена отдельно. Это позволило придать позе дополнительный объем. Таких фигур в наборе также 6шт.
    Что не понравилось в позе: после сборки оказывается, что воин не смотрит на наконечник своей пики, а это нарушает очень динамичную позу.
    7 Пикинер, держащий пику под углом 45град. Снова классика жанра. Новое, что предложила «Звезда» - и эта фигурка сборная, снова рука с пикой выполнена отдельно. Таких – 6шт. Логично.
    8 Пикинер на марше. Фигурка, безусловно, нужная и полезная. Пригодится для последних рядов построения. И она сделана сборной – обе руки отлиты отдельно. Это позволяет менять наклон пики от почти вертикального до 45град. Тем, кто будет строить глубокие колонны из этих солдат, удастся слегка «оживить» строй одинаковых фигурок. Хотя в наборе их только трое. При желании этого воина можно превратить в пикинера-знаменосца – поза самая подходящая.
    9 Пикинер, держащий пику вертикально. Фигурка, чье место как раз на командном литнике. Эдакий телохранитель капитана или знаменосца. Поза мирная, каска на голове – с опущенными вниз полями (испанский морион, кажется). Эти три фигурки выпадают из общего строя как позами, так и касками. Эта фигурка отлита целиком. Возможно, ваш будущий пикинерский знаменосец именно он?
    Общий вывод по пикинерам.: хорошая историчная команда на начало 17в. Положительное отличие от «ревелловских» коллег – реальная объемность аналогичных поз.

    Ординарный литник. Мушкетеры.
    10 Мушкетер, стреляющий с сошки. Поза, в свою очередь ставшая классической для мушкетера 17в. Снаряжение: длинный фитильный  мушкет с сошкой, перевязь-бандельер, шпага на поясе. На бандельере отлично видны и мерки с зарядами (те самые «12 апостолов») и мешочек для пуль, и пороховница. Поза и снаряжение стандартное для наборов на 17в. «Звезда» и эту фигурку сделала сборной – левая рука с мушкетом отлита отдельно, что придает фигурке большую натуралистичность. Таких стрелков в наборе 3шт.
    11 Мушкетер на марше. Поза напоминает пикинера на марше – обе руки отлиты отдельно, слегка покачивая их, можно добиться живости строя одинаковых в принципе фигур. Вооружен воин таким же длинным фитильным мушкетом, также использует сошку при стрельбе. Можно найти ему место на одной подставке со стреляющим мушкетером. Благо таких стрелков в наборе тоже 3шт. Я имею в виду контрмарш – один стреляет, второй отходит в задний ряд, чтобы зарядить оружие, третий заряжает… Но! Бандельера нет вовсе. Хотя это и основной атрибут мушкетера 17в, случалось обходиться и без него: просто растянется время заряжания. Смущает сочетание в одном отряде и таких, и эдаких вариантов снаряжения.
    12 Мушкетер сыплет порох на полку. Поза, необычная, «незаезженная». Обе руки отлиты отдельно, иначе мушкетер просто «прижал» бы оружие и пороховницу к груди. Амуниция воина аналогична №10 – бандельер, шпага, оружие длинное (надо полагать и тяжелое), а фуркета-сошки нет. Таких - 6шт.
    13 Мушкетер стреляет с руки. В отличие от №10, этот воин вооружен более дорогим оружием с колесцовым замком. Ниже пороховницы у этого персонажа можно разглядеть маленький предмет подтреугольной формы – надо полагать, это ключ для взведения замка. Пустячок – а приятно. Небольшая длина ствола, видимо, делает оружие достаточно легким, чтобы обходиться без подпорки. Бандельера тоже нет. И таких воинов в наборе 6шт.
    Казалось бы, перед нами аркебузир второй половины 16 начала 17в. Короткий дублет в самый раз. Но тогда, пожалуй, на голове лучше бы смотрелась каска (у мушкетеров она выйдет из употребления только в первой половине 17в). Кроме того, большинство европейских армий к началу 17в вовсе отказалось от аркебуз в пехоте в пользу более тяжелых и эффективных мушкетов. Исключение могут составлять особые команды, охраняющие артиллерию – устраняется соседство зажженного фитиля и пороховых припасов орудий. Например, первые кремневые ружья получили именно такие команды.
    Удивительно, но нет мушкетера, «забивающего заряд шомполом в ствол»!
    Вывод по мушкетерам: численность и наличие сошек склоняют сочетать в один «отряд» №10 и №11, №12 и №13 соответственно. Даже при таком делении разнобой в экипировке остается. Зачем? Показать все четыре варианта, которые вообще можно скомбинировать из бандельера и сошки?
    С другой стороны, вполне можно допустить невозможность снарядить всех бойцов одинаковым оружием, особенно в разгар Тридцатилетней войны.
    Опять же, возможно, это как раз наоборот «фишка» набора – показать возможные сочетания.
    В любом случае, других мушкетеров у «Звезды» нет, а это самый доступный производитель.

    Сбавляю балл за шпаги только на поясах, балл – за неоправданно короткие дублеты, балл – за неинтересного «деревенского» барабанщика.
    Историчность – 7

    Таким образом, попытавшись проанализировать внешний облик предложенных «Звездой» пехотинцев, датируем наш набор… началом 17в.

    Актуальность.
    Соответственно, предположим применение набора:
    *пехота Габсбургов на начальный период Тридцатилетней войны (если строго, конечно). Тогда явно не хватает остальных родов войск;
    *наемная «немецкая» пехота на службе у русского царя или польского короля на период Смутного времени. Здесь все отлично, просто дополняем Русскую армию «немцами» (так делал и Борис Годунов, и, особенно, Василий Шуйский). Польские гусары на Смутное время не очень подходят, но они хотя бы есть;
    *отряды «иноземного строя» частных польских армий. Есть сведения, что этих бойцов не только вооружали, но и старались одеть на западный лад.
    *источник «европейских» деталей для конверсий. Относительно низкая цена и высокая доступность набора вполне позволяют «кромсать» его скальпелем.
    *более «продвинутый ремейк» на старую тему. Все любители периода приобретут набор независимо от того, что тут понаписано.
    *вряд ли мы дождемся «шведской», «английской» или «польской» пехоты 17в от «Звезды». Поэтому набор будет необходим для отыгрывания практически любой европейской войны первой половины 17в.
    *интересный аргумент «против» актуальности - длительное отсутствие даже такого отчета по набору.
    Актуальность – 6.

    Техническое исполнение.
    Мой набор выполнен из довольно мягкого серого пластика, но все же не как первые наборы «Звезды».
    Поскольку на самом деле я пишу для тех, кто еще не решил, брать или не брать себе этот набор, то позволю остановиться на дефектах подробнее.
    Командир. Почти идеальная отливка. 10 баллов!
    Знаменосец. Не очень удачная конфигурация складок знамени приводит к излишней визуальной массивности и неудобному в покраске «карману». Щель между знаменем и шпагой залита пластмассой, ее нужно либо резать, либо маскировать покрасом. 8 баллов.
    Барабанщик. Шов пришелся на лицо, даже маленький облой грозит ненужной «пластической операцией». Правая рука в районе груди образует пазуху, также залитую пластиком. На перевязь или воротник не похоже. 6 баллов.
    Рядовые бойцы. Почти у всех швы по лицам и гребням касок, срезеать облой придется ОЧЕНЬ аккуратно, пластик мягкий. Гарды шпаг , сами шпаги «слиплись» с подолами кирас и мушкетерскими штанами  в одно оттопыренное нечто. Плечевые ремни кирас пролиты плохо, видны в лучшем случае только с одной стороны груди, зато с другой стороны – все та же «пазуха» из пластика. Руки на штырьках не «лезут» в отведенные отверстия – штифты приходится подрезать. Учитывая размер руки солдатика, это весьма проблематично, явно не для новичков. Пики склонны изгибаться в местах крепления к литнику, который нужно еще срезать и не повредить тонкую пику.
    И это при том, что вцелом деталировка отливок превосходная – перья, завязки на чулках, пуговицы, мелкие складки на одежде, лица.
    Словом, в «куче» все это, может быть, и будет смотреться эффектно, но внимательно рассматривать миниатюры не рекомендую.
    Технически набор производит впечатление «упущенной возможности». Раз руки выполнены отдельно, то почему не сделать того же со шпагами? Или не отлить головы отдельно, да еще с запасом, чтобы можно было касками снабдить мушкетеров или шляпами пикинеров (типа «шведы»)?
    Техническое исполнение – 6. 


Инструкция "Звезды" по сборке фигур

    Разнообразие.
    В наборе 45 фигурок. 5 фигур по шесть копий, 4 – по три. Ну и командирский литник – три фигурки. В принципе, для баталии 17в подходит. Только, пожалуй, вместо одного «стреляющего» стоило бы сделать мушкетера «с шомполом».
    Разнообразие – 9

    Доступность – высокая.


    Общий итог:
    Историчность - 7
    Актуальность - 6
    Техническое исполнение - 6
    Разнообразие - 9
    Средний балл – 7


   
Источники:
    1. «Европейский солдат за 300 лет (1618 – 1918)» Энциклопедия военного костюма. – М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс, 2001г.
    2. Альманах «Новый солдат» №130 и № 181, посвященные Гражданской войне в Англии 1642-1660гг.

С уважением, Чеслав Пталски.

______________________

     "Особое мнение от ГлавВреда": От имени редакции хотел бы отметить, что ряд оценок автором обзора выставлены не самым традиционным для нашего сайта образом. В частности, на мой взгляд изрядно занижены (относительно "принятой практики") оценки за актуальность и техническое исполнение. Всё-таки данный набор по весьма любопытной тематике не очень-то хорошо отражённой производителями (по сути, кроме старого ревелльского набора ничего и нет) заслуживает более высокой оценки на мой взгляд за актуальность. То же самое касается и технического исполнения: это, конечно, далеко не самый лучший из наборов "Звезды" в техническом смысле, но в целом в 72-м масштабе "Звезда" выдерживает высочайший уровень качества - практически любой её набор за последние 3-4 года заслуживает если не "десятки" за техническое исполнение, то как минимум "девятки"  (ну уж точно, что не ниже "восьмёрки") - особеннно если сравнивать с наборами другиз производителей. Имхо. -   Pipeman.

 







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=683