8041. «Польские крылатые гусары. XVII A.D.».
Дата: 05/04/2010
Тема: Миниатюры 1:72. Ренесанс.


    Сегодня мы пополняем каталог наборов "Звезды" новым обзором от Вячеслава Баталова aka Чеслав_Птальски
    "..Современники сравнивали польских гусар с тяжелой артиллерией, которая… в большинстве случаев только мешается в обозе. Гусария, говорили они, используется только один день за войну, но именно этот день приносит победу.."
    Автор обзора благодарит коллегу VanDerBruger'а за фотографии, которыми он смог дополнить свой обзор.

   От редакции: Автор обзора несколько нетрадиционно выставил оценки за историчность и актуальность, и хотя все материалы на нашем сайте авторские и  этот в том числе (т.е. отражают прежде всего точку зрения авторов статей, а не редакции сайта), но мы считаем необходимым предупредить читателя, что более "общепринятыми"  среди авторов обзоров считаются значительно более высокие оценки за историчность и актуальность в подобных ситуациях, нежели как выставил автор в данном обзоре.



Звезда 8041. «Польские крылатые гусары. XVII A.D.».

Автор обзора: Чеслав_Птальски
Автор фотографий:
 VanDerBruger


Коробка, лицевая сторона.

    Современники сравнивали польских гусар с тяжелой артиллерией, которая… в большинстве случаев только мешается в обозе. Гусария, говорили они, используется только один день за войну, но именно этот день приносит победу.

     Историчность набора.

    Вынужден буду сразу оговориться – историчность набора, справедливости ради, стоит разделить на «историчность отдельных персонажей» и «историчность отряда из этих персонажей». Соответственно, сперва рассмотрим «историчность персонажей», а затем – отряд в целом.
    Датировка. Набор заявлен на 17век. С этим не поспоришь, однако, я считаю, что в  17веке  динамика развития вооружений носит такой характер, что необходимо указывать периоды точнее. Для польско-литовской гусарии характерны некоторые этапы существования, четко отражающиеся на облике самих гусар.
    Собственно гусары в Польше появляются еще в 16 веке. Обязательное вооружение гусара – кольчуга, шишак, «древо» и «тарч» (копье и щит). Часто использовались луки, для ближнего боя – сабли. Таким образом, в 16 веке снаряжение гусара более соответствовало коннице средней или легкой. На щите (венгерском тарче) зачастую размещали аппликацию из перьев, которые с тех пор становятся обязательным атрибутом гусара.
    В 17ый век гусары вступают в том виде, который придал им Стефан Баторий. Гусар носил ламинарную кирасу из горизонтальных стальных полос, накладывающихся друг на друга снизу вверх, кольчугу, шлем-шишак, узкие штаны и низкие сапоги (на венгерский манер). При Батории гусары отказываются от щитов, что привело к ряду экспериментов с перьями (украшать себя перьями для гусара было обязательно): из перьев делаются жесткие султаны на шлемы и конские оголовья, перья размещают на коротких деревянных планках и носят те на левом плече вместо щита. В том числе перья начали размещать на длинной деревянной планке, которую крепили к задней луке седла. Сначала планка была только слева (якобы чтобы не мешать работе пикой), затем парное расположение стало преобладать. Это – гусар на Смутное время. И таких гусар в наборе нет.
    Доспех, который позже станет считаться классическим гусарским, оформляется только к 1630м годам после войны с Османской империей. Поскольку абсолютное большинство гусар из набора носят именно классический доспех, имеет смысл описать его только один раз. Общая черта гусарского доспеха – органичное сочетание восточных и западных элементов вооружения и снаряжения.
     Шлем. В ходу было три типа шлемов: капалин, шишак и бургиньот. Капалин, применявшийся вплоть до «кровавого потопа» 1650-60гг, представлял собой развитый «шапель де фер» - невысокая ребристая тулья, поля, длинный назатыльник «рачий хвост», носовая стрелка, возможен плюмаж. К середине века считался устаревшим, но все еще широко использовался. Таких шлемов в наборе нет.
    Шишак имел невысокую сфероконическую тулью, часто усиленную рифлением. Из-за отказа от бармиц, шишаки также снабжались назатыльниками, нащечниками и козырьками с подвижной носовой стрелкой. Похожий тип шлема на Руси назывался «ерихонкой».
    Бургиньот, в отличие от шишака, имел полусферическую тулью, часто усиленную высоким гребнем. Назатыльник, нащечники и козырек с носовой стрелкой, как у шишака. Польские лицевые стрелки часто расковывались в нижней части в виде цветка или пиковой масти, поэтому в бою защищали большую часть лица. В наборе представлены именно такие лицевые стрелки.
     Кираса – составного типа. Монолитный нагрудник и наспинник продолжались внизу тремя (чаще всего) полосами, образовывающими достаточно эластичный набрюшник. В обычае было украшать кирасу латунными накладками – «рыцарскими» крестами, символом непорочного зачатия, просто декоративными головками заклепок.
    Наплечники. Изначально гусару положено было иметь «железные рукава», то есть кольчугу, закрывающую хотя бы руки. Некоторое время кавалеристы, видимо, носили на левой руке латную перчатку с высоким раструбом-наручем. В это же время такие перчатки носят английские конники. Таких перчаток в наборе нет. К 20-30м годам 17в в среде знатной конницы кольчуга уступила место латным конструкциям ламинарного типа. Такие наплечники из поперечных «фольг» и представлены в наборе. Логическим для поляков «восточным» продолжением наплечника явились створчатые наручи (базубанды), каковые добросовестно и представлены в наборе.
    Отделка. Гусар должен был одет не просто ярко, но вызывающе. Это следует учитывать при покраске. Доспехи полировались, а не воронились, как в остальной Европе. Предписывалось украшать себя и коня перьями, звериными шкурами, на пиках иметь длинные вымпелы. Все это на скаку непременно должно было развеваться и…пугать вражеских лошадей. Считается, что лошади очень восприимчивы к необычному внешнему облику, и гусарский расчет был оправдан.
    При этом стоит сказать пару слов о шкурах. Предполагалось наличие на гусаре шкуры леопарда (как наиболее яркой, броской), застегнутой на левом плече. Часто, за неимением таковой, шкуры раскрашивали «под леопарда», сшивали из нескольких мелких шкурок и носили, как накидку, на оба плеча. Вместо леопарда, могла носиться шкура рыси, волка или медведя. В любом случае – яркая, необычная накидка на плечи – атрибут едва ли менее обязательный, чем крылья. Отсутствие шкур, например, приводило к тому, что целые роты гусар носили на плечах яркие полосатые накидки – килимы или веленсы, что, к сожалению, никак не отображено в наборе.
    Крылья. Подробно на форме и конструкции крыльев останавливается только один мой источник – альманах «Новый солдат» №142, полностью посвященный польским крылатым гусарам. Согласно его сведениям, крылья большую часть периода представляли собой деревянные прямые планки, между которыми зажимались перья. Перья были либо сразу орлиные, либо гусиные и раскрашены под «орлиные», либо вовсе страусиные. Вся конструкция проклеивалась и обтягивалась кожей, затейливо украшалась. Ни изображений, ни воспоминаний о прихотливо  изогнутых крыльях, представленных так массово в наборе мне не встретилось (Примечание редакции: см. комментарии в конце статьи) . В последние десятилетия 17века крыло гусара в верхней части стало слегка закругляться вперед. Такие крылья в наборе присутствуют как альтернативный вариант.
   
Своего великолепия гусарский доспех достигает накануне казацкого восстания 1648года. К этому же времени относятся первые (французские) упоминания о крыльях, носимых за спиной. В первые же годы подавления этого восстания значительная часть гусарской экипировки была утеряна, гусария понесла огромные потери в обученных людях. Польская кадровая армия, т.н. «четвертные» полки – уничтожена.
    Затем следует непрерывная череда войн с казаками, русскими, шведами (т.н. «кровавый потоп»), в результате которой «кадровое» гусарство было окончательно уничтожено, а большая часть их экипировки утеряна. После «потопа» гусария 15лет представляет лишь тень сомой себя.
    Возрождение гусарии велось Яном Собесским в 70-80х годах 17века под лозунгом войны с турками. Доспех этого периода во многом повторяет классический, однако есть и ряд отличий. Так, например, часто отсутствует самостоятельный латный горжет (на гусарах набора просматривается очень четко). Края пластин, образующих доспех перестали отвальцовывать внутрь (в масштабе 1/72 этого не покажешь).
    Особенной чертой становится «сарматизм» гусар Собесского – обилие «восточных» элементов снаряжения, чешуйчатых элементов доспеха (изготавливалось практически все – от шлемов до перчаток). Останавливаться подробнее на чешуйчатом доспехе – корацене - не имеет смысла, так как в наборе он практически не представлен. Идеологической базой являлась наивная, но крепкая вера в происхождение поляков от древних сарматов, чей облик якобы и воспроизводился сочетанием восточного и западного в гусарском снаряжении. 


Коробка, оборотная сторона.

    Теперь собственно о гусарах из набора «Звезды».

     1 Ротмистр. Сразу оговоримся, что во второй половине 17в ротмистр был почетным и только формальным командиром и в боевых действиях предпочитал не участвовать. На эту роль он выставлял поручика, который и осуществлял непосредственное командование ротой. Перед нами, таким образом, скорее поручик. Доспех этого воина уникален для набора – это великолепный кораценовый доспех, место которому только в самом конце 17в. Вооружен командир саблей позднего периода (эфес уже полностью закрытый), кончаром у седла (почему-то с правой стороны), парой пистолетов и шестопером поистине впечатляющего размера (больше головы!). Украшением воина является шкура с головой хищного зверя (рысь, леопард), застегнутая на «правильном» левом плече. Шкура изображена во взметнувшемся состоянии, плохо согласующемся с положением лошади. За спиной справедливо отсутствуют крылья, зато на коробке они изображены там, где и должно – на задней луке седла. К сожалению, хоть лошадь командира и единственная в наборе – крыльев ее лишили. Сразу оговорим положение кончара – на гравюрах того времени этот дрезвычайно длинный инструмент расположен под левым бедром всадника (если тот – правша) под углом к земле. При съемках «Огнем и мечем» на практике было проверено, что пользоваться кончаром, висящим строго горизонтально очень неудобно. В наборе все кончары расположены строго горизонтально – это удобно с технологической точки зрения, но не слишком достоверно. Этот недостаток относим ко всем персонажам и более на нем не останавливаемся.
    Если не обращать внимания на размер пернача, отличный командир для своего времени. Однако полное отсутствие корацены на остальных гусарах делает нашего поручика «белой вороной», и командовать ему становится особо некем. По крайней мере, пока нет других польских частей 17в. Дело в том, что по статусу гусарский поручик был так высок, что мог оказаться на посту командующего довольно большим сводным отрядом.
    2 Знаменосец. Или как следовало бы сказать, хорунжий (от «хоругвь» - знамя). Должность хорунжего была выборной и почетной, но не особо ответственной – каких-то воинских или полководческих талантов не требовала.
    Облачен хорунжий в классический доспех без крыльев, что вполне допускается. Более того, отсутствие крыльев конкретной «модели» за спиной позволяет растянуть время использования хорунжего с 1620х вплоть до Северной войны 1700-1721гг со шведами. Шлем – польский бургиньот. Шкура застегнута на левом плече. Головы зверя нет, значит можно окрашивать ее хоть «леопардом», хоть «волком», хоть «медведем». Вооружение: сабля венгерского типа, пара пистолетов, наличие кончара зависит от выбора лошади. Сама хоругвь выполнена слишком простецки – нужно либо срезать рельефный крест и расписывать хоругвь позатейливей (благо размер позволяет), либо смириться с нехитрым дизайном, тем более что значки на пиках остальных гусар повторяют «дизайн» хоругви, как и положено. Следующим недостатком хоругви я считаю ее состояние. Дело в том, что ВСЕ лошади набора, кроме командирской, весьма резво движутся вперед (многие – быстрой рысью, остальные – галопом). Полотнище знамени, шкура за спиной должны бы вести себя иначе. При желании знамя можно и развернуть «по ветру».
    3 Трубач. Наличие музыкантов в гусарской роте ничем не регламентировалось, но подразумевалось. Сама фигурка великолепна по деталировке: шнуры на одежде, мех на шапке, перо. Вооружен музыкант саблей с полузакрытой гардой, такую саблю в русской армии и называли «польской», пистолеты и кончар возле седла опять же могут достаться «от коня». Очень неплохой поляк, но… Насколько мне известно, польский стиль в одежде характерен одинаковой длиной верхнего и нижнего кафтанов (если угодно, кунтуша или жупана), а у данной фигурки под распахнувшимися полами верхнего кафтана видны явно короткие полы нижнего. Например, на русском стрельце это не вызвало бы вопросов, хотя я могу быть и неправ в этом вопросе. Поведение полотнища на трубе этого персонажа то же, что и у знаменосца, только уже «неизлечимо».
    Таким образом, выделю общий недостаток командной группы – лошади и позы всадников не согласуются между собой. Две «спокойные» позы – знаменосец и трубач – претендуют на единственную спокойную лошадь, да и то – командирскую.
    4 Единичный гусар с пикой наперевес. «Единственность» гусара заставляет задуматься. Что именно в его образе такого уникального, что он – один? Доспех почти классический – шлем-шишак и набедренники вполне допустимы в сочетании с кирасой середины 17в. Шкура отсутствует, что позволяет проработать доспех, показать характерные латунные накладки на  кирасе – кавалерский крест справа и символ непорочного зачатия слева на нагруднике. На спине этот гусар несет ДВА крыла – образ самый привычный для нас и к середине 17в распространенный не менее, если не более чем все остальные. Помимо пики гусар вооружен палашом на бедре, парой пистолетов и непременным кончаром у седла. Раз уж он один, то можно было бы вооружить его луком – поляки носили луки даже во время Северной войны 1700-1721гг.
    Серьезный недостаток этого и всех остальных «пиконесущих» гусар – длина вымпела. Сравните ее с ростом самих гусар! Для парадов гусары имели вымпелы и по 2м, но в атаке такой вымпел запросто попадет под копыта лошади. Кроме того, намокая в сырую погоду, такая длинная полоска ткани должна стать очень тяжелой, «парусить» на ветру и вся перемазаться. К данному недостатку, как к положению кончаров, более не возвращаемся.

    Ординарный литник.

    5 Гусар с пикой наперевес. Специально сразу же перехожу к гусару, атакующему пикой. Доспех – почти копия предыдущего. Нет налядвенников, зато есть шкура. Шкура почему-то застегнута на правом плече, хотя источники говорят об обратном. Вооружение – пика, венгерская сабля, пара пистолетов и кончар. За спину можно поставить одно крыло. В принципе, можно обойтись и одним крылом, в конце 17в характерно ношение именно одного крыла, прямого за спиной и слегка загнутого вперед над головой. Но вот что вызывает недоумение, так это поза воина. Во всех почти наборах «Звезда» (да и не только она) конных копейщиков со щитами изображала, мягко говоря, неверно: корпус воина – прямо, копье – справа от шеи лошади. Если поставить двоих ТАКИХ копейщиков друг против друга, то непонятно становится, а зачем им щиты? Гербы рисовать?
    Между тем, «прямой» удар становится оправданным только с окончательным отказом от щитов, да и то не сразу. Вспомним, например, ассиметричные наплечники на итальянских доспехах 16в: левый гипертрофированно большой – на него приходится удар копья. Гусару же с отменой щита надлежало сидеть прямо, влево не поворачиваться, копье держать на уровне головы лошади и целиться противнику в живот. Как раз «единичный» гусар и имеет подобную позу, тогда как «затроенный» копейщик атакует, как рыцарь со щитом на левой руке. Следует также вспомнить и о свойствах гусарской пики: от острия до шаровидного упора она была полая, очень хрупкая. По сути, это было одноразовое оружие. Воспоминания современников указывают на то, что даже при фронтальном ударе пика почти всегда ломалась, не пробивая доспеха противника. Что должно случиться с длинной полой пикой при «косом» ударе, который наносит данный гусар? Возможно, я слишком строг в этом вопросе и на деле все не так принципиально, но, по-моему, этих троих стоило сделать сидящими прямо. Применение – 1630 – конец 17в.
    6 Гусар, держащий пику вертикально. Доспех – полностью классический, включая шлем-бургиньот. Поза по-своему хороша: вымпел на пике и шкура развеваются строго по ходу движения. Кому удастся аккуратно избавиться от шаровидного упора на пике и приладить вместо вымпела настоящее знамя – получит прекрасного знаменосца, именно несущегося в атаку вместе со всей «ротой». Единственный недостаток образа – шкура застегнута на правом плече. Датировка почти та же – 1650-конец 17в (сдвинул из-за развитого бургиньота с гребнем).
    7 Гусар, атакующий кончаром. Атака длинным прямым длинным мечом, носимым возле седла, применялась в случае повторных атак ротой, уже поломавшей свои пики. Также кончар оказывался полезен при преследовании неприятеля. Поскольку рубить им совсем нельзя, то в рукопашной конной схватке это оружие представить трудно. Рассматриваемый персонаж как раз использует свой кончар вместо пики. Доспех – классический. На кирасе выполнен кавалерский крест. За спину можно поставить одно крыло. Замечание к скульптуре – рука с тяжелым кончаром вывернута так, как я, например, не могу вывернуть свою без кончара. При этом не видно технологических препятствий, мешающих сделать руку просто вытянутой вперед. Поза, подобная этой, казалось бы, отработана уже на всякого рода кирасирах, атакующих палашами. Применяем и его на 1650-конец 17в.
    Недостатки самого образа. На этом гусаре нет шкуры, хотя скорее отсутствовало бы крыло. Зато есть сумка, не встречавшаяся мне ни в одном источнике. Что это и как ее окрашивать – не понятно. При полном отсутствии мешков-сумок-торб на лошадях видеть ЭТО на спине гордого шляхтича – странно. Кроме того, использование кончара резко ограничивает ассортимент лошадей для ВСЕХ гусар набора – только одна поза лошади не имеет четко пролитой гарды кончара возле седла. Эту лошадь мы отдаем гусару с кончаром, остается только две позы на всю честную братию.
    Плюсом этого персонажа является возможность конвертировать его в командира – поза самая что ни на есть «указующая вперед». При некоторых переделках (шлем, например) можно получить даже командира поместной конницы с западных границ России (ношение гусарских лат поместной конницей обосновано, например, в статьях журнала Цейхгауз №18-19).
    8 Гусар с саблей и карабином.
    Применение огнестрельного оружия гусарами в данном наборе отражено на все 200% - пистолеты в ольстрах имеют все лошади. Три карабина на 16 фигурок – вполне пристойное количество для гордой шляхты. Теоретически каждая свита должна была иметь хотя бы одну пищаль… в обозе. Оферты оружейников показывают, что длинноствольное оружие предпочитали носить также в ольстре, притороченной к седлу. Однако, буквального опровержения фактам ношения пищалей на перевязи через плечо, я честно не встретил. Считаю, что скульптор «Звезды» в данном случае «схитрил» - отливая пищаль заодно с всадником, позволил садить его на разных лошадей. Что следует, наверное, удалить сразу, так это огромную скобу под спусковым крючком.
    Доспех – снова классический, снова можно поставить одно крыло, и снова нет шкуры за плечами, что я склонен признать недостатком. Обращают на себя внимание невысокие «венгерские» сапоги воина (им бы самое место в начале 17в) и закрытая гарда сабли (из конца 17в). С оговорками, но 1650-конец 17в.
    Пару слов о позе. Гусар замахнулся на противника, находящегося на земле слева от коня (наклон головы и туловища). Уже не слишком удобно с его короткой саблей. А теперь ищем коня. Прекрасно подошел бы «пляшущий» на месте или слегка вздыбленный конь. Тогда этот всадник из второй-третьей шеренги довершал бы «работу» копейщиков, разрушивших строй врага. Хорошо для диорамы, но сомнительно для игры. Поэтому нам предложены только прямо скачущие («в атаку!») кони, что  делает из этого кавалериста просто «дань» разнообразию набора. Это, опять же, мое мнение: предлагаю обдумать, но не навязываю.
    Итак, «историчность отдельных персонажей» в общем и целом удовлетворительная, хотя и не без оговорок.

    Историчность набора, как отряда. Здесь дело обстоит еще интереснее. Необходимо вспомнить, а что, собственно, представляет собой польско-литовская гусария как социальное явление? Речь Посполитая в 16-17в является «заповедником» рыцарства, и гусария – яркое проявление этого. Гусарская рота формируется подобно средневековой ордонансной роте. Ротмистр-магнат получает приказ и средства на организацию роты. Рассылаются т.н. «призывные письма», по которым служилый шляхтич, «вассал» этого магната, отправляется служить в «свою» роту «конно, людно и оружно». Все знают, что гусары называли друг друга «товарищами», но не все помнят, что это слово означает. «Товарищ» - это аналог слова «рыцарь». «Товарищами» величали себя и «панцерные» казаки, и реестровые и сечевые. Каждый гусарский «товарищ» приводил с собой свиту – «пожет», «почт», состоящую часто из 1-2 вооруженных слуг – «пахоликов» и обозной челяди. Обозная челядь не значилась ни в одном списке роты, в бою не участвовала. А вот «пахолики» - другое дело. «Товарищ» получал жалование на свиту, численность которой значилась в списке роты. Чем выше положение «товарища», тем больше его свита. Так, например, могла быть свита ротмистра – 12 коней. То есть лично ротмистр получал жалование на содержание себя и еще 11 солдат гусарской роты (не «товарищей»). Чаще всего, однако, основные деньги шли прямиком ротмистру в карман, поэтому справедливее представлять гусарскую роту состоящей на 1/3 из товарищей и чуть ли не на 2/3  - из их вооруженных слуг. Традиционная численность такой роты – 150-200человек. Отношение «товарища» к «пахоликам» было, как к обычным слугам, хотя служба «пахолика» часто была первой ступенью карьерного роста. «Товарищи» гнушались даже вставать в одну шеренгу с «пахоликами». Внешний вид «пахолика» не регламентировался, но предполагалось, что «товарищ» снарядит его в достаточно надежный доспех. На практике это выливалось в «донашивание» старых доспехов и одежды «товарища» со снятыми украшениями. Надо ли говорить, что внешнего «гусарского» блеска на «пахолике» при этом не наблюдалось? Часто «пахолик» имел не полный доспех, не редко не имел его вовсе. Была даже специальная команда перед атакой: «надвинуть шапки!» - показывающая, что шлем на голове – вещь не обязательная. Особенно остро это проявлялось в периоды долгих войн, когда без доспехов шли воевать и сами «товарищи». «Товарищи» составляли первые шеренги атакующей роты, «пахолики» становились позади. Если в атаке «товарищ» ломал свою пику, то мог забрать ее у «своего» пахолика. Поэтому часто пищаль (та самая - одна на свиту) носилась именно «пахоликом».
    Все это приводится для того, чтобы понять – кого не хватает в наборе и в каких количествах. Нет, оказывается, как минимум шести необходимейших персонажей (число взято из расчета – по одному хотя бы «пахолику» на одного «товарища» с основного литника), командиру также не помешал бы свой «пахолик» с карабином у седла. Вот где пригодились бы шлемы-капалины, кольчужные рукава, шкуры-накидки, традиционные для поляков меховые шапки с перьями.
    Отсутствие «почтовых» воинов заставляет меня поставить жирный «неуд» набору, как отряду для игры или полноценной диорамы.
     Историчность – 3



"Ординарный" литник (3 шт.). Вид с двух сторон.

     Актуальность.
    Соответственно, актуальность всего набора сегодня невысока. Набор можно смело рекомендовать только тем, кто:
    *Собирается создавать малые виньетки и дарить их друзьям на память о фильме «Тарас Бульба».
    *Собирается отточить мастерство росписи – набор хорошо деталирован и отлит.
    *Собирается купить набор вскладчину и разобрать его на «роты». При отображении отряда таким малым числом фигурок можно, наверное, обойтись и без «почтовых». В любом случае 16 «чистых» гусар – слишком много для «настольной» армии, все-таки элита.
    *Собирается терпеливо ждать от «Звезды» продолжения – панцерных казаков, легких конников, пехоты и прочих «поляков-литовцев». Благо потенциальные противники – Турция и Русь уже имеют свои «пешие» и «конные» наборы.
    Актуальность – 4 (балл добавил за то, что крылатых гусар, даже таких, все же на каждом углу не достанешь).

     P.S. Что делать, если нужны «пахолики»? В моем наборе не было «АРМ-листа» - может быть, поэтому я так строг. Возможно, гусары без шкур и пик – как раз те самые недостающие слуги? Тогда нужно признать, что им очень повезло с господами: не поскупились на экипировку. В таком случае можно попытаться «демократизировать» гусара покраской.
    Доспехи – без латунных украшений.
    Одежда – тусклых, выцветших тонов. Ни в коем случае не красная. Подходит серый, темно-синий, черный.
    Конское убранство – попроще, из некрашеной кожи. Это же – про сапоги.
    Сами лошади – непородистого окраса, возможно пятнистые, как коровы.
    Крылья – либо нет вовсе, либо перья гусиные, некрашеные. Планки - не разукрашены.
    Положение в строю – подле своего «товарища».

 



"Командный" литник (1 шт.). вид с двух сторон.

    Техническое исполнение.

    Мой набор выполнен из довольно твердого розового пластика. Встречается небольшой облой, довольно четко видны швы стыковки пресс-форм. Не порадовали и тупиковые ответвления литника, идущие из локтей, коленей и плеч. Я полагаю, они нужны для стравливания воздуха. Литник на лошадях: неужели нельзя было «воткнуть» в седло, а не в круп, который не закроется всадником? Многое, однако, я как технолог по образованию вынужден простить, ибо литье НИКОГДА не бывает методом получения детали, но только заготовки, требующей дальнейшей обработки.
     Деталировка набора – хорошая. Фигурки не перегружены мелочами и в то же время ремни-доспехи видны четко, хорошо узнаваемы. Проблемное место – шлемы. Гусарский шлем удобнее отливать в профиль, тогда хорошо получается носовая стрелка и нащечники, а всего гусара – в фас, чтобы лучше передать основной доспех. В наборе основная масса воинов – «золотая» середина – шлемы в профиль, корпус – в три четверти. Таким образом, фигурки всадников большей частью «трехмерны».  Лучше всего отлиты в наборе лошади и их убранство. Но с этим всегда проще – лошадь всегда «двухмерна» и четко делится на половинки, если удается «победить» ноги.
    К сожалению, поставить отлично не могу, ибо видел и лучше: те же «русские» наборы на 13-14вв, например.
    Техническое исполнение – 8.

     Разнообразие.
    Здесь все по «звездовскому» стандарту – один литник на четыре фигуры и три одинаковых литника на четыре же фигуры. Таким образом, имеем четыре по три одинаковых воина плюс командную группу и одного «уникального» гусара. Поз лошадей в наборе меньше – из 16 фигурок: 1шт офицерская, 7шт идут крупной рысью, 4шт скачут галопом и имеют богатое убранство и 4шт также в галопе, но снаряженные попроще. В принципе, я уже говорил, что не хватает позы «гарцующей на месте» для всадника, ведущего рукопашный бой – 3шт. За это я снимаю балл.
    Разнообразие – 8

     Доступность – высокая. Не поспоришь. Твердая десятка.
    Доступность –высокая


    Общий итог:
    Историчность - 3
    Актуальность - 4
    Техническое исполнение - 8
    Разнообразие - 8
    Средний балл – 5,8

      Вместо заключения. Не совсем ясно, зачем «Звезда» вообще выпустила набор крылатых гусар. До этого, казалось бы «турецкая кавалерия», «русская конница» и вдруг «польские гусары». Значит ли это, что нужно ждать «польских панцерных казаков» или конвертировать в них часть русских «помещиков»? Ждать ли реестровое казачество, которое не чета сечевому? С кем вообще воевать одними гусарами конца 17в?
    Не разумнее ли было остаться в рамках «польской конницы»: три гусара, честь по чести, с крыльями, пиками и прочим. Три «пахолика» к ним, с карабинами и саблями. Три «панцерных казака» с луками, восточными калканами, клевцами и мисюрками, украшенными лисьим хвостом. Да три легкоконных без доспехов, чтоб их можно было и в «пахолики» записать, и в «малые» к панцерным казакам, и самих по себе выставлять. Командовать всем этим воинством мог бы колоритный «гетман» с пером на шапке, в шикарной шкуре поверх гусарских лат. Знаменосец, трубач да, пожалуй, телохранитель-слуга гетмана или лучше «элеар» с настоящими крыльями на плечах, с натянутым луком и легким щитом. И был бы красота, какой набор! Хоть пять штук таких купи – баланс сил в «армии» не нарушится.
    Все приводимые мною утверждения насчет внешнего вида и экипировки гусар я получил, сравнил, проанализировал и сверил в трех источниках:
    1 Альманах «Новый солдат» №142 «Польские крылатые гусары 1576-1775»
    2 Статья, посвященная польско-литовской гусарии, в журнале Цейхгауз №7 1998г
    3 Обширная статья в сборнике «Всадники войны. Кавалерия Европы» Издательство АСТ 2005г

    Настоятельно рекомендую всем интересующимся.
    С уважением, Чеслав Пталски.

______________________

"Особое мнение от ГлавВреда": Как уже было отмечено выше, редакция (в лице меня, пишущего этот комментарий, но думаю в дальнейшем меня поддержат и редакторы раздела) предупреждает пользователей, что автор обзора расставил оценки отнюдь не традиционным для нашего сайта образом. Конечно, каждый автор имеет право на свою точку зрения, но всё-такаи...
    Всё-таки при том объёме претензий, которые высказаны по исторической достоверности набора, обычно авторами выставляются оценки в диапазоне 6-8 баллов.. И кажется не вполне обоснованным желать от набора непременного наличия всей польской конницы, если набор озаглавлен как именно "польские крылатые гусары" - есть ли в планах "Звезды" или нет реестровые казаки  и т.п. -  сие тайна велика есть, но если название набора соответсвует тому, что в нём находится, то не стоит, вероятно, снижать оценку за  отсутствие в нём всего то, что хочется увидеть по польской коннице вообще... 
    И всё-таки с точки зрения актуальности данный набор очень ценен: в 72-м масштабе на данный момент существует всего два набора крылатых гусар: "Ориона" и "Звезды". И хотя, к сожалению, они не очень хорошо стыкуются по размерам, это однако не лишает наборы высочайшей актуальности: без них в 72-м крылатых польских гусаров не сделать.
    Кроме того для меня лично остался открытым вопрос по поводу изогнутых крыльев: автор статьи пишет,что ни изображений, ни воспоминаний о прихотливо  изогнутых крыльях, представленных массово в наборе ему не встретилось. При этом как один из трёх основных источников им названа статья в Цейхгаузе №7 А. Васильева о польско-литовской гусарии 17 века - там подобные крылья приведены и в иллюстрации (как я понимаю, Роберто Паласиоса), и в фотографии доспеха (реконструкции?).. Если мне не изменяет склероз, то подобные иллюстрации есть и в "Новом солдате" (суть перепечатке "Оспреев"), который автор вообще использовал как основной источник конкретно по крыльям... Такие же крылья есть в орионовском наборе... Поэтому для меня лично осталось непонятным, что автор имел в виду: ему не поравилось что-то в изгибе конкретно звездовских крыльев, или же он имеет в виду, что не встречал иконографичеких изображений подобных крыльев и описаний в первоисточниках.. Надеюсь ответ на этот вопрос будет дан позднее у нас на форуме..
    С уважением, Pipeman.


 







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=669