Лютежский плацдарм. Осень 1943 г.
Дата: 07/12/2009
Тема: Варгеймы. Хроники.


    "...3 ноября после мощной артподготовки (на направлении главного удара было сосредоточено свыше 2 тыс. орудий и миномётов калибра свыше 76 мм и 500 установок реактивной артиллерии) и ударов авиации 2-й воздушной армии войска 38-й армии и 5-го гвардейского танкового корпуса нанесли главный удар с Лютежского плацдарма и прорвали оборону противника на глубину 5–12 км. Для развития наступления 4 ноября были введены в сражение 3-я гвардейская танковая армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус.

    В ходе наступления 3-я танковая армия мощным ударом обрушилась на 20-ю моторизованную дивизию… Один из боев в ходе этого наступления мы и разыграли 5 декабря в клубе на Алексеевской.
   Так как это была моя первая игра в FoW, я постараюсь максимально подробно описать свои впечатления от игры и ход боя, не загромождая (пока) головы игроков подробным описанием механики..." - А.Калинин aka Chebur.



Flames of War. Лютежский плацдарм. Осень 1943 г.

Автор репортажа: Chebur

    3 ноября после мощной артподготовки (на направлении главного удара было сосредоточено свыше 2 тыс. орудий и миномётов калибра свыше 76 мм и 500 установок реактивной артиллерии) и ударов авиации 2-й воздушной армии войска 38-й армии и 5-го гвардейского танкового корпуса нанесли главный удар с Лютежского плацдарма и прорвали оборону противника на глубину 5–12 км. Для развития наступления 4 ноября были введены в сражение 3-я гвардейская танковая армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус.

    В ходе наступления 3-я танковая армия мощным ударом обрушилась на 20-ю моторизованную дивизию… Один из боев в ходе этого наступления мы и разыграли 5 дякебря в клубе на Алексеевской.

    Так как это была моя первая игра в FoW, я постараюсь максимально подробно описать свои впечатления от игры и ход боя, не загромождая (пока) головы игроков подробным описанием механики.

    Состав войск.

    РККА: 2 роты гвардейских мотострелков, взвод Т-34, взвод «Черчиллей».

    Вермахт: 2 взвода панцергренадер, взвод тяжелого оружия (4 HMG и 2 миномета 80 мм.), 1 противотанковое орудие PaK40, взвод StuG и Pz-V (то есть Тигр). С самого начала игры тяжелые пулеметы были по-секционно распределены по пехотным взводам. На ПБ в свое время разгорелась маленькая дискуссия, как лучше использовать станковые пулеметы – в одном кулаке или придавать взводам. Пока мой жалкий опыт двух игр заставляет меня склоняться именно к придаче пулеметов взводам.

    Цели игры

    В ходе боя надо было либо уничтожить противника, либо захватить хотя бы один из шверпунктов в тылу у противника, обозначив свое продвижение. Советскими шверпунктами являлись два симпатичных домика, Бог весть как попавших в украинскую степь. Вермахт должен был удержать дровяной склад на опушке леса и традиционную ветряную мельницу (а то куда будет ставиться пулемет!?).

    Расстановка

    Первая часть игры – расстановка. Как и во многих других играх она проводится игроками условно-одновременно.  То есть каждый игрок выставляет одно свое подразделение, затем одно свое подразделение выставляет второй игрок. И так до конца, пока все части не закончатся.

    У схемы есть известный минус – если с одной из сторон частей больше, она имеет значительное преимущество, выставляя самые важные подразделения тогда, когда противник уже все выставил. Так случилось и на этот раз – мы (немцы) выставили пехоту и минометную батарею, но не выставили Тигр и Штуги, а противник уже вывел на стол все свои войска.

    Войска РККА расположились чрезвычайно грамотно. Денис изначально глянув на местность задумал устроить «качели» - плотно атаковать на одном фланге, вынудить перебросить туда резервы, а затем или охватить противника, или ударить на другом фланге.

    Правый фланг РККА – мотострелковая рота, усиленная комбатом и комиссарами.

    Хороший план для нервирования противника! Оппонент начинает метаться и в итоге подпадает под сокрушительный удар. Итак, на двух флангах находились мотострелковые роты, на левом (советском) фланге стояли и оба взвода танков. Предполагалось, что они будут двигаться через лес – медленно и страшно, нервируя противника и застревая в лесу.

    Левый фланг РККА – вторая рота. За пехотой видны танки, приготовившиеся к броску через лес.

    Вермахт допустил несколько серьезных ошибок. Пехотные взвода также были расположены по флангам. Левый фланг был усилен минометной батареей и противотанковым орудием.

    Немецкий взвод, усиленный секцией тяжелых пулеметов. Левый фланг.

    Однако и то и другое было расположено крайне неудачно. Батарея стояла слишком близко к краю поля, что сужало радиус ее действия. Да еще и не имела пехоты перед собой для прикрытия – предполагалось, что немецкая пехота прикроет ее в ходе своего движения.

    Минометная батарея за болотом.

     Противотанковое орудие же располагалось слишком далеко в тылу, да еще и было почти бесполезным, так как танков в этом месте не ожидалось. Думаю, артиллерию все-таки придется снабдить машинами или хотя бы упряжками для быстрого перемещения по полю. Поскольку в противном случае добрая ее часть просто окажется бесполезной.

    Противотанковое орудие.

    На правом фланге, в лесу расположился второй взвод, так же как и первый усиленный секцией MG-42.

    За холмом, который был посреди поля, расположились все наши три самоходки и тигр. Этот, кстати оказался особенно опасным – я накидал ему два скилла и он оказался костяком наспех собранной для отражения прорыва кампфгруппы.

    Расположены они были довольно предсказуемо, но очень удобно, их можно было направить на любой фланг или попытаться прорваться в центре к вражеским шверпунктам.

    Бронетанковый кулак Вермахта. Как оказалось – кроме Тигра довольно плюшевый. Штуги мои меня совсем разочаровали. Может быть, дело в том, что я еще не посадил выглядывающих из люков танкистов от Эссекса? Наверняка с танкистами они станут круче!

    Ход боя.

    Первый ход. Немецкая пехота и танки забираются на холм. Советская пехота идет вперед. Танки ломят через лес, застревая и вылезая из колдобин. Правее снимка – второй немецкий взвод панцергренадер. Снизу слева – мельница и противотанковое орудие.

    Мораль оказалась сильнее пуль. Героическая рота мотострелков, не смотря на минометный огонь рванулась по болоту на немецкую пехоту. Вместо того, чтобы остановиться и окопаться я легкомысленно двинул немцев вперед… Мотострелки, стреляя на ходу сразу нанесли панцергренадерам серьезные потери и подавили их. После этого, не смотря на станковые пулеметы немцы стреляли и откатывались под яростным напором противника. Все попытки подавить мотострелков оказывались тщетными – командиры и комиссары снова и снова поднимали цепи в атаку.

    Не желая умалять героизм солдат РККА, замечу, что этот момент – первый, который мне в игре здорово не понравился. Войска не могут встать «наизготовку» и потому атакующий всегда стреляет первым. Легко может получиться так, что обороняющиеся понесут достаточные потери, чтобы атака удалась. Выглядит это довольно нелепо. Хотя, конечно, надо еще побольше поиграть для того, чтобы понять, насколько сильно влияет на рисунок боя.

    Поняв, что противник собирается атаковать холм, мы начали переводить второй взвод ближе к центру. Развалины наши бойцы конечно захватили с собой.

    Неудержимая атака мотострелков заставляет остатки первого взвода загнуть фланг. Минометная батарея перемещается за холм, чтобы уйти из-под обстрела советской пехоты.

    Советские танки наконец преодолели лес и вышли на опушку. Там же сосредоточилась вторая рота мотострелков. Командир советских войск решил, что настало время для удара – его отвлекающий удар оказался очень эффективным, и чтобы немцы не перебросили войска на свой левый фланг следовало занять их здесь – с хорошими шансами на победу. Начался танковый бой.

    Та же история, что и у гренадер – советские танки с ходу подбили одну из Штуг.

    Наш ответ был на редкость неудачный. Всего два Черчилля оказались выведены из строя.

     К атаке танков присоединилась советская пехота. А от Штуг осталось уже только воспоминание.

    К этому времени «тройной мотострелковый загиб» вышел практически в тыл обороняющемуся на холме второму взводу. И бодрой штыковой атакой забили минометчиков.

    Тигр продолжал оставаться костяком обороны. Он сжег несколько советских танков и у Дениса, командующего войсками РККА, фактически не оставалось против него действенных средств. Строго говоря их и раньше было не много. Однако оставался еще один шанс – испугать немецких танкистов и заставить их отступить. Мотострелки раздали по цепям гранаты и бросились в атаку.

    И атака удалась – Тигр был вынужден отступить к своей пехоте. Однако мотострелки слишком приблизились к губительным немецким пулеметам и поплатились за это – остатки роты были уничтожены. В это время первая рота мотострелков атаковала генерала фон Саукена в штыковую. Генерал был одним из немногих оставшихся в живых после гибели первого взвода. Но он не зря получил свой железный крест! Дав несколько очередей, фон Саукен отскочил от озверевших в своем напоре бойцов… Которые легли под очередями последнего станкового пулемета, который остался от первого взвода.

    Однако, во многом это решение было ошибочным. Если бы мотострелки повернули не в тыл обороняющимся на холме, а атаковали пушку у мельницы, советские войска получили бы верные шансы на победу.

   Последняя попытка подбить Тигр – советский Т-34 гибнет… На чем бой и заканчивается, буквально в миллиметре от советской победы.

 

    Впечатления. Ложка дегтя.

    Только поймите меня правильно. Мне правила очень понравились, я скорее всего буду играть именно по ним. Но тем не менее есть моменты, которые меня не очень порадовали и я считаю необходимым про них сказать.
    Итак, первое – дубовый порядок хода. Игроки ходят строго по-очереди, мораль-движение-стрельба. Нет ни перехватов, ни командных очков, ни чересполосной активизации. Это, конечно, уменьшает и реалистичность и удовольствие от игры и вообще «сейчас так не носят». В результате организация совместной атаки разных подразделений не представляет собой никаких проблем, как и перенаправление частей или переход частей от атаки к обороне. Как-то это… скудно.
    Второе – мораль частей. Ребята говорили, что обычно она имеет гораздо большее влияние. Но сейчас – фактически сражение шло до полного уничтожения одной из сторон.  Время от времени подавляли части, но на мой взгляд это не оказывало на них особенного эффекта.
    Третье – атака и стрельба. Я понимаю, что постановка войск «наизготовку» без хоум-рула превращала бои в «Репид Файер» в какой-то кошмар. Но вовсе без этого механизма пока мне кажется, что атакующие войска имеют совершенно необоснованное преимущество, как я и писал выше.

    Впечатления. Бочка меда.

    Основной блок правил простой, понятный и интуитивный. Во многом похож на Репид Файер, хотя на мой взгляд гораздо проработаннее. Кроме того в правилах много приятных мелких спецправил, добавляющих игре вкуса. Динамика боя вполне удовлетворительная, но, конечно, поле сражения должно быть достаточно большим для маневрирования. Думаю, нашего стола на Алексеевской хватит для розыгрыша нормальных боев 3 х 3 игрока, по паре тысяч очков с каждой стороны. Подсчетов в игре мало, выборы для игрока довольно очевидные, хорошо позиционированные. И, отлично сделана игра родами войск – все разнообразие войск Второй мировой прекрасно чувствуется.

    Выводы.

    Правила хорошие, но отдают «старой школой». Я пока буду продолжать в них играть, тем более, что мне очень нравиться компания игроков. Но не прекращу поиски других вариантов, без тех недостатков, что были описаны выше.







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=640