Варгеймы по почте.
Дата: 29/12/2008
Тема: Игры по переписке.


    Мы продолжаем переносить на наш сайт материалы, ранее публиковавшиеся на сайте artoftactics.com (в связи со сменой формата этого проекта). Перенос материалов согласован с администрацией  artoftactics.com и с авторами материалов. Данная статья в двух частях была впервые опубликована в январе 2007 года:

    "...В наши дни, когда космические корабли бороздят просторы космоса, воздушные корабли бороздят воздушные просторы, подводные - бороздят подводные, ну а под землей, в металлических коробках метро, несемся мы по подземным просторам столицы... Так вот в это время, совершенно стыдно оправдывать не играние в настольные игры отсутствием партнера. Можно играть через интеренет. Я расскажу об одной из лучших программ предназначенных для игры в настолки по сети – CyberBoard..." - В. Зипунов



В. Зипунов

Варгеймы по почте.

     CyberBoard – это бесплатная программа для игры в практически любые настольные игры посредством е-мейл. Она обладает оптимальным набором возможностей и гибкостью достаточной для адаптации практически любого настольника. При наличии определенных навыков вы можете сами сделать свои собственные игровые модули для игры, либо скачать огромное количество уже готовых. Ее можно скачать на сайте http://cyberboard.brainiac.com/

    Итак, ваш первый шаг – скачиваем программу. Ее нынешняя версия – 3.02.

УРОК ПЕРВЫЙ.

    Общие понятия

    Чтобы начать играть с помощью кибербоард необходимо подготовить 2 файла. Первый из них это файл “геймбокс”. Второй – файл сценария.

    Рассмотрим их по порядку.

  Геймбокс файл имеет разрешение .gbx и содержит все необходимые игровые поля, фишки, маркеры. Этот файл можно рассматривать как коробку, в которой вы храните все ваши компоненты игры. В принципе этот файл может содержать гораздо больше компонентов, чем вам может понадобиться. Так, например, как и в реальной жизни, вы можете использовать далеко не все фишки для данного конкретного сценария. Итак, что бы играть в какую либо игру, вам необходим соответствующий геймбокс. В комплект поставки Cyberboad входит отдельная программка CBDesign, которая позволяет создавать свои собственные файлы gbx. Создание геймбоксов самостоятельно требует отдельного рассмотрения и, надеюсь со временем, мы напишем статью и на эту тему. Альтернативные вариант получения геймбокс-файлов – скачать готовый. В конце статьи даны ссылки на сайты с готовыми геймбоксами. Лишь небольшое замечание. В основном эти файлы были сделаны для предыдущих версий cyberboard и все маркеры в них сделаны лишь в 256 цветов. Последняя версия уже поддерживает 16 битные цвета, что позволяет сделать фишки и поля для игры намного более красочными.

    Файл сценария (расширение .gsn) делается уже на основе имеющегося геймбокса. Если геймбокс представляет собой коробку со сложенными туда фишками и полем, то сценарный файл – это разложенное на столе игровое поле с выставленными в начальное положение фишками и маркерами. Очень важное понятие которое не раз встретится вам по ходу использования cyberboard это tray. Сценарий может иметь один или несколько треев помимо игрового поля с фишками. Трей – это лоток, куда по ходу игры можно складывать выбывшее из игры фишки или откуда можно брать необходимые для текущего момента маркеры или дополнительные фишки. Все как в реальной жизни, есть игровое поле, на ней стоят фишки а рядом вы кладете лоток для маркеров и фишек. Удобнее использовать несколько таких лотков.

    Итак, сценарный файл – это одно или несколько игровых полей с расставленными фишками и от одного до трех лотков (tray) с дополнительными маркерами. Файл сценария можно сделать самому, если у вас есть геймбокс, а можно скачать готовый. Обычно, при скачивании, в комплекте с gbx файлом прилагается один или несколько уже готовых сценариев.

   Создание собственного сценария.

    Запускаем файл CBPlay. Выбираем меню File / New…

    Открывается дополнительный диалог предлагающий создать новую игру или новый сценарий. Выделяем Scenario и нажимаем OK.

 

    Вслед за этим открывается окно предлагающее выбрать геймбокс, на основе которого вы хотите создать сценарий.

    Выбираем необходимый геймбокс-файл и жмем “Открыть”.

    В итоге мы получаем окно проекта сценария.

 

    Выделим строку “Game Scenario”. Внизу активизировалась кнопка “Properties”. Нажатием на эту кнопку или двойным щелчком по строке “Game Scenario” мы переходим к редактированию общих данных нашего сценария.

 

    Соответственно “Author” – вы пишете автора этого сценария. Вероятнее всего это будет одно из ваших имен.

    В поле “Title” – название вашего сценария.

    В поле “Description” – общее описание и дополнительная информация по вашему сценарию. Например – выписанные копмоновки армий, особые правила для данного сценария и т.д.

    Заполнив все поля мы сохраняем данные нажав кнопку “OK” и возвращаемся к окну проекта сценария.

    Далее мы выделяем строку “Playing Boards” в этом разделе нам необходимо выделить поля для игры. Почему “поля”? В общем случае игра может вестись на нескольких полях и наш геймбокс соответсвенно должен содержать несколько полей. Итак, выделим строку “Playing Boards” и жмем кнопку “Select”.

 

    Выскакивает окошко, которое предлагает для выделения те игровые поля, которые есть в нашем геймбоксе. В нашем случе поле лишь одно, мы ставим галочку в квадратике, жмем “OK” и возвращаемся к окну проекта.

 

    Последняя строка “Playing Piece Trays” – лотки для игровых фишек.

   Мы сделаем их 2 – для выбывших из игры фишек. По одному для каждой из противоборствующих армий.

   Нажимаем кнопку “Create” и в открывшемся поле вводим название первого лотка. Так же постепаем для второго. В итоге мы получаем окно проекта выглядящее следующим образом.

 

    Двойным кликом открываем трей “Англичане”

 

    В открывшемся окне мы видим 2 списка: Image grоup – это группа картинок в геймбоксе и Tray Name – это название лотка, который мы редактируем. Наш лоток “Англичане” сейчас пуст. Нажав кнопку “Copy All >>” мы переместим все фишки в наш лоток. Таким же образом мы выделим лоток “Шотландцы” и поместим в него все фишки шотландцев.

   Нажимаем “Close”. Наши лотки содержат игровые фишки.

   Нам осталось лишь расставить начальное положение фишек на карте. Для этого мы выделяем нашу карту “Bunnockburn” и нажимаем кнопку “View”.

 

    Далее в меню выбираем комманду: “View->Tray Pallete A” справа у нас открылось окошко с треем в котором лежат наши фишки. Далее мы просто перетаскиваем фишки мышкой на игровое поле, создавая начальную расстановку на карте.

 

    Когда расстановка фишек завершена, мы просто закрываем карту. Работа с ней закончена.

    Нам осталось лишь сохранить наш сценарий выбрав меню File-Save…

   В следующей части я расскажу о процедуре игры и элементах управления при игре с использованием Cyberboard.

    Ссылки по теме:
   
http://www.geocities.com/darksan/cbdesign.htm
    http://flavioezio.interfree.it/GMT.htm - геймбоксы и сценарии для игр GMT
   
http://privatewars.kyth.org/

 

УРОК ВТОРОЙ.

Утро на веранде дворянской усадьбы. Щебет птиц. солнечные зайчики на стенах.
Входит Лизонька (M:8, A:3, D:4, L:2) 

Cyberboard. Процесс игры.

Общее представление.

    Предположим вы нашли партнера. Что нужно для того, что бы вы с ним могли играть?

  • Убедитесь, что и он и вы имеете одинаковые геймбокс файлы и файл сценария.
  • Теперь каждый из вас должен создать у себя в Cyberboard новую игру (правильнее это назвать сеанс игры) на основе вашего избранного сценария.
  • После того, как каждый из вас создал файл игры один из вас делает первый ход.

    Общая схема процесса игры состоит в следующих шагах:

  • Получите по е-мейл файл хода от вашего противника
  • Откройте файл с игрой
  • Импортируйте файл хода противника в игру.
  • Посмотрите все действия сделанные вашим противником
  • Подтвердите программе, что вы принимаете все действия противника и она может их сохранить в игре
  • Сделайте на игровой карте(ах) все необходимые действия
  • Сохраните файл игры
  • Сделайте файл хода по тем действиям которые вы совершили
  • Отошлите файл хода противнику

    Важные моменты:

    Обратите внимание, что вам необходимо подтвердить ход противника. Это свойство программы очень полезно, если при просмотре действий противника вы обнаружили нарушение правил игры. Тем самым вы можете отвергуть его действия и попросить его сделать ход снова.

    Мало того, вы можете принять его действия частично, то есть принять его действия до какой-то точки а дальнейшее отвергнуть. Поэтому важно прокрутить ход противника до конца прежде, чем принять его ход, в противном случае вы можете ошибочно выкинуть часть его действий.

    Как только вы приняли ход, программа переходит в режим записи ваших действий на доске, автоматически сохраняя их в файле игры. Начиная с точки принятия хода все последующие действия будут экспортированы в файл хода.

    Последний важный момент. Cyberboard никак не отслеживает ваши действия, правильность всего, что происходит на доске, только на вашей совести и бдительности противника.

    Действия в процессе игры.

    Что вы можете делать в процессе совершения хода?

  • Писать текстовые сообщения
  • Кидать кубик(и) произвольного количества граней
  • Перемещать фишки или группу фишек на карте
  • Поворачивать фишки или группу фишек на карте
  • Перетаскивать маркеры и фишки из треев на доску
  • Перетаскивать маркеры и фишки с доски в треи

    Описание действий.

    а) Создание файла игры.

    Выбираем меню "File->New". В открывшемся окошке выделяем строчку "Game". Нажимаем "OK"

 

    Выбираем файл сценария (.gsn) и нажимаем "Открыть". В итоге получаем новую игру, которую сразу же лучше сохранить.

 

    Нажав на строчку "Game" вы сбоку увидите общую информацию по текущему сценарию. Ниже, под строчкой "Playing Boards" вы видите список игровых досок использующихся в данном сценарии. Еще ниже, под строкой "Game History" будут появляться строчки с названием полученных и сделанных вами ходов.

    б)Действия на доске

    Давайте откроем игровую доску. Для этого нужно дважды щелкнуть по ее названию в списке дибо выделить ее название в списке и нажать кнопку "View". В окне программы окрывается новое окно с изображением игровой доски. Переход от одного окна к другому делается с помощью закладок в нижней части окна программы.

    Теперь самое время обратить внимание на интерфейс CyberBoard.

    Интерфейс позволяет все действия совершать как из меню так и кнопками инструментов в верхней панели.

    Первая часть меню отвечает за окрытие и сохранение файлов.

 

   Вторая часть меню отвечает за управление служебными окошками интерфейса.

 

    Третья часть меню отвечает за загрузку и просмотр файла нового хода и его принятие в игру. Также вы можете просматривать игру с любого места. Для этого в общем окне игры выделяете нужный ход и нажимаете кнопку "Replay".

 

    Последняя группа инструментов позволяет совершать игровые действия на доске

 

    Большинство манипуляций с фишками на поле делается общепринятыми во множестве программ действиями. Вы выделяете одну или несколько фишек мышкой (или Ctrl+Click на серию фишек) и перетаскиваете их с места на место. Но есть также более комфортные способы совершения игровых действий.

   Допустим, по логике игры одно действие отступления вашей фишки состоит из а) поворота б) движения. Вы можете их сделать последовательно. Но тогда ваш противник при прокрутке вашего хода будет бынужден жать шаг прокрутки действия и на поворот и на отступление. в данном случае несколько запутывается логика. Вот тут приходит на помощь комбинированное действие. Вы нажимаете кнопку "начать комбинированное действие", делаете серию перемещений и, если вам нравится результат - подтверждаете эту группу перемещений или отказываетесь от нее, возвращая все в исходное состояние. Сделанные таким манером действия будут при реплее отображаться как непрерывная последовательность действий.

    Повороты.

   Поворот фишки или группы фишек делается нажатием правой кнопки мыши и выбором меню "Rotate object incremental" или "Rotate object absolute".

 

    Сообщения и броски кубиков

    Сообщения безусловно необходимы для процесса игры, что бы например объявить о переходе от фазы хода к другой или просто, что бы оскорбить противника незлым тихим словом. сообзения показываются в специальном окне которое открывается в нижней части экрана.

    Броски кубиков тоже оформляются в виде текстовых сообщений и показываются в том же окне где и сообщения. Для того, что бы написать сообщение нажмите соответсвующие кнопки. Для броска кубика нужно выбрать количество кубиков, кол-во граней на кубике и написать комментарий.

 

    Безусловно, это не последняя статья по CyberBoard и я еще опишу некоторые детали манипулирования внешним видом игровой доски и поведением программы. Однако, если у вас есть вопросы, я буду рад ответить на них в нашей конференции. Так что заходите, спрашивайте если что.







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=515