Уэсуги Кэнсин. (18 февраля 1530 – 19 апреля 1578 ).
Дата: 20/12/2006
Тема: Военная история. Статьи.


   Появление эксклюзиной фигурки Уэсуги Кэнсина в наборе "Звезды" «Такеда. Каванакадзима 1553-1564 гг.» вызвало большой интерес у пользователей сайта к этому незауряднейшему японскому полководцу эпохи Сэнгоку. Сегодня мы пополняем раздел статей по военной истории нашего сайта биографией Уэсуги Кэнсина и описанием знамён, которые он использовал. Итак, слово коллеге Brighter'у, автору данной статьи...

 



Уэсуги Кэнсин
(18 февраля 1530 – 19 апреля 1578)

    Уэсуги Кэнсин – один из наиболее известных князей-полководцев средневековой Японии.

    Первоначальное его имя – Нагао Кагэтора, он принадлежал к семье Нагао, владевшей землями в провинции Этиго на северо-восточной окраине страны. В 1547 году Кагэтора встал во главе клана, победив в междоусобной войне своего старшего брата. Упрочив положение и подчинив всю провинцию, он столкнулся с серьезной угрозой – на юге начал покорять окрестные земли молодой магнат Такэда Сингэн. В 1553 году Кагэтора оказал помощь соседям с пограничных с Такэда территорий, что положило начало долгой и эпической войне между двумя князьями. В том же 1553 году армии Нагао и Такэда сошлись в стычке при Каванакадзима (слово трудное, правильно читается Кава-нака-дзима, букв. «остров посреди реки»). Столкновение было коротким и не выявило победителя. Всего же войска «закадычных противников» бились при Каванакадзима пять раз – в 1553, 1555, 1557, 1561 и 1564 годах.

    В перерывах между сражениями с Такэда, Кагэтора ввязался в войну с новым противником – семьей Ходзё. С Ходзё традиционно связывается начало всего периода Сэнгоку. Ко времени Кагэтора они уже несколько десятков лет удерживали власть над самыми северными и восточными территориями средневековой Японии. В 1550-ые годы же Ходзё начали крупное наступление на земли древнего рода Уэсуги (формальные сюзерены семьи Нагао) и привели его в совершенно плачевное состояние. Кагэтора вступился за своего «господина» и нанес Ходзё ряд чувствительных поражений. В разгар победоносной кампании против Ходзё в 1561 году Кагэтора добился от сюзерена усыновления и вскоре возглавил род Уэсуги. Чуть ранее он принял постриг и отныне носил монашеское имя Кэнсин.

    Возвратившись из сожженной столицы Ходзё в родные земли Уэсуги Кэнсин вновь вступил в борьбу с Такэда Сингэном. И в этот раз хитроумные маневры привели обоих противников на долину вокруг Каванакадзима, однако теперь (в отличие от прежних и последующего столкновения) битва оказалась упорной и кровопролитной. Из примерно 13 тысяч воинов Уэсуги, по данным источников, погибло более 3 тысяч. Наиболее ярким эпизодом битвы стала кавалерийская атака на центр армии Такэда, которую возглавил сам Кэнсин. Ему удалось разметать порядки врага и ворваться в ставку, где произошла знаменитая личная схватка двух полководцев – Сингэн парировал удар Кэнсина своим железным веером прежде, чем подоспела подмога. Впрочем, некоторые полагают, что в дуэли участвовал двойник Сингэна и кто-то из вассалов Уэсуги. Несмотря на первоначальный успех Уэсуги Кэнсин был вынужден отступить после подхода к Такэда крупных подкреплений.


Уэсуги Кэнсин в битве при Каванакадзима
(кадр из фильма «Samurai Banners»)

    После этого борьба двух князей постепенно теряет накал и Кэнсин переключается на борьбу с Ходзё. Несмотря на свой талант полководца и правителя он был сильно скован в своих действиях. Будучи уязвим сразу со многих сторон и не имея возможности обезопасить себя сколько-нибудь продолжительными союзами, «Дракон Этиго» был вынужден ограничиваться короткими рейдами, чтобы не ставить безопасность своих владений под удар на длительное время. Это приводило к тому, что результаты войн Уэсуги не могли привести к решительным стратегическим победам.

    Все поменялось к середине 1570-ых годов. Смерть Такэда Сингэна в 1573 году и последовавшее сокрушительное поражение его сына в битве при Нагасино в 1575 году превратили в небытие грозную армию Такэда. Семья Ходзё понесла тяжелую утрату со смертью главы клана Ходзё Удзиясу. Лишившись своих традиционных соперников Кэнсин сумел быстро воспользоваться этим, целиком подчинив себе провинцию Эттю. Теперь ему угрожали войска будущего объединителя Японии Ода Нобунага. Расширяя свои владения на запад глава рода Уэсуги перешел дорогу бывшему союзнику, который сам отправился на войну во главе 50-тысячного войска. Кэнсин вышел ему навстречу с 30 тысячами и в битве при Тэдоригава (1577 год) нанес поражение армии Ода.

Примерные владения Уэсуги в 1570-ых годах.

    К сожалению, судьба не дала главе Уэсуги раскрыть свой талант полностью. В следующем году, 9 апреля он был найден слугами в туалете без сознания (возможно из-за апоплексического удара), а еще через десять дней умер, не приходя в себя. Смерть его оказалась настолько странной, что породила большое количество самых разнообразных версий. Многие приписывают ее действиям шпионов-ниндзя Нобунага, один из который, якобы спрятавшись в самой выгребной яме, пронзил Кэнсина копьем. Однако никаких доказательств в пользу той или иной версии нет.

    Хотя реальное влияние «дракона Этиго» на развитие Японии в XVI веке оказалось не слишком значительным, он является одним из наиболее известных и любимых персонажей периода феодальной раздробленности. Во многом это связано с ореолом благородства и рыцарственности, окружавшем Кэнсина на протяжении всей жизни. Например, в разгар войны с Такэда Сингэном (владения которого располагались в горах и не имели выхода к морю) Кэнсин узнал, что Ходзё (на тот момент его союзники) перестали продавать Сингэну морскую соль. Тогда Уэсуги направил своему «закадычному противнику» в дар несколько подвод с солью, заявив «Я предпочитаю воевать с врагами мечом». По утверждениям современников, приняв монашеский сан, Кагэтора-Кэнсин также твердо соблюдал все данные обеты, включая обет безбрачия.


Знамена Уэсуги Кэнсина.

    Основным знаменем Кэнсина было традиционный стяг рода Уэсуги – синяя хоругвь с красным солнцем. В дополнение к этому Кэнсин пользовался собственными знаменами. Из них наиболее знаменито белое с черным иероглифом «Би» (первым в имени бога Бисямона, которого чтил Кэнсин), а также белое с курсивным написанием иероглифа «Дракон».

   

 

    Личным значком «Дракона Этиго» был синий веер с красным солнцем.

    Что касается флажков сасимоно, то наиболее достоверным является следующий тип:

    Наряду с этим, в художественных фильмах встречается черный флажок с белым иероглифом «Би», однако других доказательств его существования у меня нет.

 

     В статье использованы изображения с сайта www.Samurai-Archives.com и справочника «118 полководцев эпохи Сэнгоку»







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=295