MiniArt 72006. «Burgundian Mounted Knights. XV Century.»
Дата: 15/05/2006
Тема: Миниатюры 1:72. Средневековье XIV-XVв.


   Поприветствуем первый полностью кавалерийский набор фирмы MiniArt, "Бургундских конных рыцарей 15в.". Перед нами – первый конный набор не на Столетнюю войну, а на более позднее время, что делает его ценным для любителей по Итальянскую войну включительно, то есть временные рамки данного набора1440-1495 г.г. Отличная полиграфия (с непеременным артом Игоря Дзыся), неплохая передача доспехов той эпохи, в том числе - шикарные лошади...




MiniArt 72006. «Burgundian Mounted Knights. XV Century.»
Автор обзора и фото: Chaos Lord


1. Историчность.

     Поприветствуем первый полностью кавалерийский набор фирмы MiniArt, "Бургундских конных рыцарей 15в.". Набор заявлен на XV в., но так как за это время полный рыцарский доспех пертерпел серьезные изменения, как минимум, трижды, то будем исходить из собственно миниатюр и изображения на коробке. Перед нами - классический доспех времен "интернациональной готики", то есть 1460-х гг. - 1480х гг. Представлены обе разновидности брони того времени: итальянская (миланская), практичная и скругленных форм, и - немецкая готическая с канелюрами и вычурными формами. Оба полных комплекта доспехов, изображенных на лицевой стороне коробки, и имеющихся в виде миниатюр внутри коробки, находятся сейчас в музеях и полностью соответствует тому периоду, на который заявлен набор.
     На переднем плане - характерный миланский доспех, к слову, хранящийся в Милане, семейство Миссалья (Nicholas Michael, G.A. Embleton "Armies of Medieval Burgundy 1364-1477", Osprey, MAA 144, p.31) и самый ранний из комплектов лошадиных лат 1450 гг.(Пьер Иноченцо де Фарно, ныне исторический музей г. Вены Historisches Museum der Stadt Wien, страница 12 вышеупомянутой книги). Следующий доспех - знаменитый комплект из Ландсхута 1475-85 гг., хранящийся в "коллекции Уолласа" - Wallace Collection (Terence Wise, G.A.Embleton "The War of the Roses", Osprey, MAA 145, p20-21), представляющий жемчужину немецких оружейников, "готическую броню". Канелюры изготавливались отнюдь не для украшения, хотя и выглядели эффектно. Их предназначением было направлять удары острым оружием в сторону от владельца доспехов и создавать дополнительные ребра жесткости при дробящих ударах. Широко известен еще один подобный комплект пеших лат - доспех эрцгерцога Сигизмунда Тирольского, работы аугсбургского оружейника Л. Хельмшмдта, 1480г. Забавен тот факт, что миланские оружейники замечательно могли имитировать "немецкую" броню, ведь все зависело от спроса и заказчика :)
     Все 5 конных фигур набора можно разбить на три группы: двое с копьями в миланской броне, двое (один с мечем, другой с копьем) в "немецкой" броне и один воин в кольчуге и бригандине с копьем и в сапогах (изображен на коробке со знаменем). Кстати, голенища сапог отворачивались вниз, чтобы не цепляться за наколенники и ножные доспехи.
     Лошади также разбиты на три группы: полная броня (полная миланская броня, полная аугсбургская броня), одна лошадь - в налобнике (шамфроне или shaffron) и нагруднике (полукомплект), и две - без брони. Замечательно получается именно бургундская кавалерия, которая, по свидетельству Ф. де Комина "любила вооружиться основательно", т.е. процент лошадей в броне (ладрах) был выше, чем в любом другом государстве Западной Европы. Отчасти этому способствовало высокое число итальянских кондотьеров среди контрактных рот бургундского ордонанса (см. оборотную сторону коробки, где, вполне возможно, и изображен такой кондотьер-контрактник).
     Точные временные рамки набора можно установить по непременной картине Игоря Дзыся на коробке, где изображена кавалерийская атака бургундцами швейцарцев при Грансоне (а где озеро? :) - или при Нанси, т.е. 1476-77г., что делает набор незаменимым для любителей бургундских войн.

     Опять, как и в случае с "Итальянскими рыцарями 15в" ни одна из фигурок рыцарей не носит табард, что типично для позднесредневековых контрактно-ордонансных армий. К сожалению, шлем с бело-голубым плюмажем, как на картине, в наборе всего один и флажков на шлемах нет - их придется делать самостоятельно. Также огорчает отсутствие рыцарей с поднятыми копьями, которые легко конверсятся в знаменосцев, но будем считать, что разработчики хотели изобразить стремительно атакующую кавалерию Карла Смелого, что с лихвой удалось.
     В общем, набор получился удачным и абсолютно историчным.
     Историчность - 9 баллов.

2. Техническое исполнение.

     Что касается лошадей, то они - бесподобно выразительны и технически, за исключением облоя, неплохи. Особенно удались шамфроны (для любителей конверсий - на шамфронах часто были плюмажи, в наборе есть только одна лошадь с плюмажем на шамфроне, намек понят?). С рыцарями другая история. Тут уже все плохо. Они получились плоскими ("тщедушными") и хм, маленькими. Неказистыми. Пропорции и размеры, особенно шлемов, неестественны - то слишком велики, то малы. Качество деталей хуже, чем у "Звезды", наличие сдвигов формы и облоя вовсю присутствует. Пластик серо-стальной и достаточно жесткий.
     Коробка традиционная, с отличной полиграфией. На оборотной стороне коробки изображен рыцарь и его боевой конь в броне (destrier - дословно "буйный" жеребец). Четыре одинаковых литника по пять всадников в каждом упакованы в запаянный пакет, который предохраняет отломившиеся детали от пропажи.
     Качество поз фигурок в собранном состоянии - неплохое, но к таким великолепным лошадям просятся совсем другие всадники, с деталировкой, как у "Звезды"! Особенно удручает урод в саладе (для шлема он неестественно огромен!). Кстати, затемненная на фото часть литника вместе с этим уродом и четырьмя лошадьми является общей для следующего набора Миниарта: "Французские конные рыцари 15 в.", обратим внимание на эту техническую хитрость разработчиков!
     Итого. За качество изготовления даже 5 – многовато, с другой стороны - лошади, пять типов, все разные - даю 8 баллов. Плюсуем, делим пополам.
     Техническое Исполнение - 6,5 баллов.

3. Разнообразие.

   Четыре рыцаря на плате в одинаковой позе, даже без поворота корпуса, с копьями - и один с мечем, все это помноженное на четыре одинаковые платы. 5 поз на 20 штук, сажаем на разных лошадей, всего 4 фигурки - в бригандинах... Однообразно, аж навевает уныние. Наличие одного "оруженосца" (тот, что в бригандине, мне больше нравится термин "эсквайр", т.е - рангом ниже рыцаря) набор не спасает (представьте 2-3 таких набора на столе во время битвы)! Лошади все изображены переходящими с легкого аллюра на галоп, как в самом начале атаки, и только одна, в аугсбургской броне, скачет галопом, что динамичности (особенно строю таких фигур) не придает. Отсутствие повернувшихся вбок фигур (каких много у "Итальери") - это было бы хорошо в любом другом наборе, но не в этом. Отсюда - столь низкая оценка разнообразию фигур.
     Разнообразие - 6 баллов.


4. Актуальность.

   Перед нами – первый конный набор не на Столетнюю войну, а на более позднее время, что делает его ценным для любителей по Итальянскую войну включительно (только до Форново), но копья придется делать самим (те, что в наборе - тонкие, коротенькие и кривые, как всегда для 1:72). Набор изобразит любую западноевропейскую кавалерию 1450-1500 г.г., а не только бургундскую, что отрадно и за это ставим 10. Снижаем на 1.5 за отсутствие знаменосца или хотя бы одного рыцаря с копьем вертикально, с упором в стремя. С учетом того, что в наборе нет кутилье (не говоря уже о страдиотах! Впрочем, в названии набора фигурирует слово "рыцари", так что ждем набора, где будут конные лучники, арбалетчики, мужики с гаковицами и нормальные кутилье) и историческое рыцарское "копье" придется делать, смешивая со "Звездовской" легкой кавалерией, оценка - довольно низкая для такого в целом хорошего набора, да еще и с такими замечательными работами Дзыся (к слову, у вас не будет проблем с покраской именно бургундской кавалерии благодаря кропотливой работе Игоря Дзыся, да и знамена изображены совершенно точно - в отличие от сборной солянки вместо французской кавалерии 15в на обложке А. Каращука у "Звезды"). Суммируя вышесказанное - актуальный набор да и лошади в броне у Миниарта однозначно убедительней "звездовских".
     Актуальность - 8,5 баллов

5. Итого:


     Историчность – 9 баллов.
     Техническое исполнение – 6,5 баллов.
     Разнообразие – 6 баллов.
     Актуальность – 8,5 баллов.
     Итого: 7,5 баллов.







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=204