Italeri 6062. «Gladiators»
Дата: 20/03/2006
Тема: Миниатюры 1:72. Античность.


    Несколько странный и экзотический набор. Сгодится он, в основном, для диарам. Для варгеймов не скирмишного типа он практически не подходит.

 

 



Автор обзора: Tengel
Авторы фотографий: Skay и Tengel


     Историчность. Италери заявила гладиаторов как набор рубежа нашей эры. Скорее всего, рамки можно расширить вперёд. Гладиаторские игры устраивали в Риме и во втором и в начале третьего веков.
     В Риме гладиаторские бои были весьма развитым и популярным зрелищем, своего рода, видом спорта. Участвовать в них не гнушались и многие свободные римляне, и уж точно – значительное большинство римлян болели и делали ставки. Популярность гладиаторских игр не уступала в те времена популярности футбола в наши дни. Аналогию можно завести так далеко, что в Риме было даже специальное слово, соответствующее нашему «фанат» -- «щитоносец». Иногда доходило и до кровавых столкновений между «щитоносцами» разных команд.
    В такой развитой индустрии зрелищ неизбежно должны появиться особенно яркие звёзды и наиболее популярные команды, появились и отдельные жанры гладиаторских боёв, и амплуа бойцов.
    Наиболее известными амплуа пеших бойцов были самниты, фракийцы (фракийцем был Спартак), галлы, мирмиллоны, ретиарии, секуторы. К сожалению, в наборе примерно две трети гладиаторов не соответствуют ни одному широко известному типу снаряжения. Хотя, публика постоянно требовала смены впечатлений; поэтому типов снаряжения, помимо самых популярных, было великое множество.

    Больших щитов нет ни у кого в наборе, поэтому с типами «самнит» (большой щит, глухой большой шлем, короткий прямой меч, копьё, поножи, защита правой руки), «галл» и «мирмиллон» (большой щит, длинный меч, копьё, шлем (у мирмиллона – со значком рыбы или раковины)) – никого из италовских гладиаторов соотнести нельзя. Более или менее под самнита годится упавший и добиваемый гладиатор, если предположить, что он потерял щит, но защита у него – на левой руке, значит либо щита у него не было, либо он левша.
    Всего несколько пеших гладиаторов соответствует фракийцам (большой шлем, небольшой круглый или прямоугольный щит, защита правой руки, поножи, короткий прямой меч или копис, иногда – дротик). К этому типу можно отнести 6 из 12 пеших гладиаторов набора. Фракийцы вообще были самыми популярными гладиаторами в Риме, за них болели, например, императоры Калигула и Тит. А вот Домициан был фанатом мирмиллонов.    
    Воина с трезубцем с некоторой натяжкой можно считать ретиарием (снаряжение ретиариев состояло из трезубца и ловчей сети), успешно использовавшим сеть (поэтому он сеть и не держит) и победившим. Не соответствует образу ретиария защита левой руки. Ретиарии наряду с велитами (камень и дротик, без защитного снаряжения вообще) составляли самую низшую прослойку среди гладиаторов, пушечное мясо.
    Воинов с топорами, воинов с дротиками, в шлемах и наручах, а также тяжеловооружённых воинов с топорами я опознать не смог. К чему отностится изображение не то грифона не то пегаса на щитах у «фракийцев» я тоже не смог определить.
    Гладиаторов, сражавшихся на колесницах, называли эсседрарии, обычно они бились рядом с возницей на британских лёгких колесницах – эсседах (а колесница, представленная в наборе, скорее триумфальная квадрига), но это было не обязательное правило.  Были и гладиаторы с метательным оружием и конные, были специализированные амплуа гладиаторов для борьбы с животными – бестиарии.
    Помимо колесницы и пеших гладиаторов в наборе есть два льва и медведь.
    В целом, по историчности набор средний. Более или менее точно соблюдён только тип фракийцев, остальные – скорее фантазия скульпторов и художников Итала.
    Историчность – 6.


Первый литник, вид с двух сторон.


Второй литник, вид с двух сторон.

    Техническое исполнение. На мой взгляд, набор несколько отличается от италовских традиций по техническому исполнению.
    С одной стороны, на фигурках много узнаваемых и уместных деталей: мелкие части шлема, доспехов, оружия, черты лиц, мышцы (как обычно, рельефнее, чем у какого-нибудь Шварцнегера), складки на одежде – всё сделано выше всяких похвал. В этом смысле набор приближается по богатству и точности деталировки к италовским же сарацинам.
    Большинство поз в наборе – донельзя героические, впрочем, для гладиаторов это вполне уместно, всё-таки они в большей степени спортсмены, чем воины, поскольку принадлежали к античному шоу-бизнесу. Умение произвести впечатление составляло половину их ремесла. Поза гладиатора, метающего дротик – просто неудачна. Кроме того, у него кроме этого дротика никакого оружия не остаётся, так, что никакого резона его метать, ему нет.
    Есть, однако, проблемы с масштабом. Фигурки существенно мельче, чем они обычно бывают у «Италери». Наверное, гладиаторы – это самые мелкие фигурки из всех, какие я видел в 72м масштабе. Такое несоблюдение классического размера фигурки настолько нетипично для «Италери», что появились слухи, что это и не италовский набор, а не то эсковская, не то атлантиковская перепечатка.

    С бывшими эсковскими легионерами у гладиаторов есть и ещё одна общая особенность – большое количество облоя и «ступенька» на фигурках. Это очень неприятный момент, существенно снижающий оценку за техническое исполнение, так как бороться с облоем, значительная часть которого, к тому же, в труднодоступных местах, а потом ещё и зачищать «ступеньку» на столь тонких фигурках сверхпроблематично.
    Как уже сказано, в наборе есть ещё и животные – два атакующих льва, один медведь и 4 лошади. Лошади сделаны неплохо, в традиционной италовской «гусарской» манере, подставок у них нет, так как их надо вписать в колесницу. Со львами дело обстоит похуже – размерами они несколько мелковаты, кроме того, это, судя по всему, львы-мутанты, гибриды льва с обезьяной, так как у них вполне человеческие пятипалые передние лапы. Что же касается медведя (опять же, не медведя, а скорее медвежонка, так как стоящий на задних лапах «медведь» не достаёт стоящему гладиатору из того же набора даже до плеча), то он скорее напоминает цыгана, одетого в медвежью шкуру.
    Наконец, в наборе есть очень качественная колесница. По манере исполнения она соответствует скорее атлантиковской, чем звездовской традиции. Лошади не имеют подставок, оглобля сделана единой деталью с днищем, фигурки в колеснице крепятся на штыри – это типично атлантиковско-эйрфиксовская манера. У звездовской колесницы – оглобля – отдельная деталь, лошади имеют подставки и фигурки экипажа – съёмные, имеют собственные подставки. Борта колесницы являются отдельной единой деталью, которую надо согнуть самостоятельно. Этот момент вызывал у меня некоторые опасения, однако пластиковая деталь согнулась и встала на место без малейших проблем.
    Трудности со сборкой возникли в других деталях. Несколько сложно оказалось собрать оглоблю, переднее украшение оглобли и хомут для лошадей; овальные щиты с изображением грифона совершенно не держатся на руках у пехотинцев и, кроме того, крепление щита на руке пехотинца самому щиту не соответствует; схема сборки «скульптурной группы» и установки эсседрариев в колесницу, изображённая на обратной стороне коробки, не соответствует действительности.
    Набор сделан из пластика телесного цвета, который хорошо гнётся и легко режется. Непроливок – нет, все фигурки от литника отделяются легко.
    Техническое исполнение – 6.



    Разнообразие. В наборе 15 фигурок, две из которых объединены в «скульптурную группу» и одна колесница. На оставшиеся 13 фигурок приходится 9 вариантов. Это очень высокое разнообразие, куда выше мировых стандартов, но ниже идеала, когда нет повторяющихся фигурок.
    Разнообразие – 9.

    Актуальность. А вот актуальность у набора довольно низкая. С одной стороны – гладиаторских наборов есть всего два, ну – три, если вспомнить старый атлантиковский набор «Жизнь в древнем Риме». С другой – набор по большому счёту годится только для арены, а не для полевого сражения. То есть, если кто-то захочет сделать диараму гладиаторского боя – то ему эти фигурки подойдут, а больше воинов в таком доспехе нигде не было. Из набора можно использовать только фигурки по отдельности.
    Допустим, воин, поднявший круглый щит и стоящий воин с топором – сойдут за каких-нибудь экзотических офицеров (например – морских), воины в конических шлемах с топорами – за римских союзников. Воины с трезубцами и в характерных шлемах никуда не годятся. Звери – инструмент универсальный, в принципе, их можно кроме арены ставить в диарамы, как объект охоты (с ревелльными собаками), либо использовать как триггерные элементы в варгеймах.
    Колесница – типичная парадная квадрига. Колесниц римляне в бою в то время не использовали, так что и она никуда не годится, кроме как в диарамы, или, может быть, в эллинистические армии, для изображения тех редчайших и спорных случаев, когда полководец ехал в бой на колеснице.
    Актуальность – 4.

     Доступность – средняя. Набор можно без больших проблем купить в Москве и Питере, либо с некоторым трудом в крупных городах европейской России.


Сравнение размеров фигур из разных наборов: гладиатор и рыцарь.

    Историчность – 6.
    Техническое исполнение – 6.
    Разнообразие – 9.
    Актуальность – 4.
    Итог – 6,25

 







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=179