Italeri 6048. «Barbarian warriors».
Дата: 02/03/2004
Тема: Миниатюры 1:72. Античность.


Продолжается перенос обзоров со старых версий сайта.



ESCI-ERTL P-225 / Italeri 6048. «Barbarian warriors».
Автор обзора: Tengel
Авторы фотографий: Tengel, Tanglynn Boa & Skay

 
Коробка набора от "Эски", лицевая сторона.

    Ужасающий с точки зрения историчности набор, один из самых фэнтезьных исторических наборов из выпускающихся на сегодняшний день. По остальным показателям набор – средний.

    Историчность. Набор был сделан «Эски» в пару набору легионеров и представляет их противников, неких абстрактных варваров. Национальная принадлежность их вызвала довольно большие неясности и долгие споры. Например, Пайпмен предлагал считать их германцами. (Прим."Главвреда": если точнее, то жуткой смесью галлов, германцев и ещё бог знает кого - Pipeman.) Моя же точка зрения – что это просто чрезвычайно, до неузнаваемости зафэнтезенные британские кельты. Объясню свою позицию:
    Во-первых, западники очень любят иллюстрировать британскую и американскую историю; и в паре с клавдианскими римлянами логично ожидать именно бриттов (так сделали в своё время «Эйрфикс» и «Ревелл», италовские «галлы» тоже несколько смахивают на британцев). К этому же аргументу, можно отнести наличие в наборе двух фигурок женщины. Это явно знатная дама, раз уж она носит массивное ожерелье на груди и обруч в волосах, стало быть она принадлежит к командной группе. И если мы поищем в римской истории знаменитый период, когда бы легионерам «клавдианского» типа противостояли варвары, во главе которых была бы женщина, мы найдём только один такой эпизод. Антиримское восстание в Британии в II веке н э, которым руководила царица британских кельтов Боадицея (в Англии её считают национальной героиней). Таким образом – это британские кельты, а женщина с секирой и в ожерелье – Боадицея лично, можно её на колесницу ставить и главкомом делать.
    Во-вторых, если вы обратите внимание на оборот эсковской коробки, то вы увидите, что два из трёх изображённых на таблице для раскраски воина – однозначно кельты. Один из них держит галльский щит и одет в штаны в характерную «клеточку», а у другого кельтская воинская причёска (волосы покрыты светлой глиной и вздыблены).
    В-третьих, и в наборе как минимум половина щитов кельтские «скуты», и у большинства воинов типично кельтский прикид (полуобнажённые, со вздыбленными волосами).

 
Коробка набора от "Эски", оборотная сторона.

    Итак, это кельты, но как они вооружены!
    Проще всего с воинами у которых есть просто короткий меч и больше ничего или щит. Здесь можно сказать, что это обыкновенные варвары и не обратить внимания, что варварские, в особенности кельтские, мечи были вообще-то заметно длиннее.
    Чуть-чуть труднее с полуголыми воинами, некоторые из них носят волосы, завязанные узлом, как это делали воины некоторых германских племён, например убиев, вооруженными щитом и единственным дротиком, которые этот дротик бросают! Чем же они собираются сражаться? А если не собираются, то зачем им щиты?
    Ещё сложнее с воинами, которые идут в бой с секирами («обыкновенными» топорами с дугообразным лезвием). Это в принципе легко объяснить, простые общинники пошли в бой взяв в качестве оружия обычный инструмент, но почему такая же секира дровосека у Боадицеи? Неужели же её не смогли вооружить чем-нибудь для женщины более пригодным, кинжалом, что ли?
    Совсем мелочью на этом фоне смотрится проблема лучника у которого из оружия есть только лук и ОДНА стрела, ни колчана, ни ножен с мечём или кинжалом у него нет.
    Совсем никаких нареканий не вызывают только фигурка вождя в рогатом шлеме с мечём (действительно, шлемы украшать высокими украшениями могли у кельтов только вожди, хотя меч у него для вождя коротковат); зарезанный воин; и значконосец, если считать, что он сам драться не собирается и потому из оружия взял в руку только дротик. Но дальше начинается полный цирк.
    Один из воинов, по-неандертальски завёрнутый в шкуры (а люди современного нам вида – кроманьонцы – уже умели делать одежду с самого начала), держит в руках лабрис! Двустороннюю секиру бывшую символом критского царства в IX веке до нашей эры, и если и применявшейся как боевое оружие (что вообще-то сомнительно), то только там (на Крите) и тогда (в IX от силы VIII веках), но уж никак – не во II в н э в Западной Европе. И уж точно никогда лабрис не был двуручным на длинном древке (хотите использовать эту фигурку – для историчности отрежьте одно лезвие). Лабрис на обороте эсковской коробки изображён более правильно, хотя и он в руках кельта – ошибочка лет эдак на 800 и минимум на 1000 километров. Но это ещё что!
    Другой воин, держащий топор над головой, потрясает раритетнейшей для своего времени вещью. Одним из первых европейских топоров бронзового века, переходной формой от палицы к топору, датируемым археологами серединой 2го тысячелетия до нашей эры! это вам не восемьсот лет промашка, как с лабрисом, это полторы тысячи, ни много ни мало.
    Следующим, мы обратим внимание на воина полностью одетого в шлеме, с мечём и щитом, бросающего дротик. Вроде бы всё нормально, очень приличный вождь, но и у него анахронизм, только в этот раз не в руке, а на голове. Это шлем культуры вилланова в Италии, предположительно этрусский, относящийся примерно к VIII в до нашей эры. Примерно такой шлем мог носить Ромул, основатель Рима, и вот, его надели на варвара сражающегося с легионерами I в н э. Опять ошибочка в 900 – 1000 лет.
    И последний пункт нашей обширной программы: воин с хохолком, атакующий изогнутым мечём. Честно говоря, сначала, я ничего особенного не заметил, ну, дурацкий хохолок, ну, странно накинутая шкура. Ну, меч, не то копис, не то фальката (хотя, для фалькаты крупноват, да и не похож он ни на италийца, чтобы махать кописом, ни на кельтибера, чтобы махать фалькатой), если копис – то это IV в до н э, а если фальката – то III – II вв до н э, ну, ошиблись в датировке, лет на 200-400, не на 900 же. Но только это не копис и не фальката. Присмотритесь, у него лезвие развёрнуто в обратную сторону! Вообще непонятно как таким оружием можно пользоваться.
    В общем, кошмар. Набор совершенно фэнтезийный с разбросом оружия на 1000 лет, Воины снаряжены совершенно бестолково. Дикие полуголые варвары, одно слово. Об историчности говорить вообще нельзя.
    Историчность – 3.


Коробка набора от "Italeri", лицевая сторона.

    Техническое исполнение. Об италовском наборе судить не могу, у меня его нет. Лет десять назад я купил один из последних эсковских наборов и говорить буду основываясь на нём.
    Достоинства и недостатки технического исполнения в целом повторяют эти же параметры у эсковских римлян. И вообще, можно сказать, что все эсковские наборы обладают на удивление стабильным качеством техники.
    Итак, на фигурках не очень много деталей, но те, что есть, сделаны очень добротно и узнаваемо. На всех фигурках есть лица, на руках просматриваются по пять пальцев, голые торсы сделаны весьма рельефно, шкуры и волосы – косматые без халявы и всё прочее в том же духе. Некоторый недостаток деталировки, следует отнести не к небрежению эсковских скульпторов, а к тому, как они себе представляли варваров: аскетичными бойцами, идущими в бой без ничего, в том числе и без одежды. Руки, предназначенные держать дротики в кольцо не замкнуты.
    Наборы включают некоторое количество дротиков и щитов (трёх видов). Недостатки у них те же, что и в наборе римлян, при несколько меньших достоинствах. Дротики тоже слишком массивные, но это обычные дрыны с четырёхгранными наконечниками, мелкой проработки как у пилумов там нет. Щиты также имеют дурацкий «антиумбон», но узор (паттерны) на них грубее, чем у легионеров.
    Так же, как у «легионеров» у варварских воинов дела обстоят и с позами. Они несколько динамичнее, чем в легионном наборе, видимо варварам эсковские скульпторы расщедрились придать побольше динамизма, но всё равно довольно двумерные, по нынешним временам, особенно те, где нет щитов, и некоторые из них страдают излишней героической вычурностью. Например, воины размахивающие над головами топорами.
    Оба набора (и «Эски» и «Итал») сделаны из мягкого коричнего пластика (Италовский пластик – существенно светлее). Пластик достаточно хорошо обрабатывается и гнётся. Италовский пластик неяркий и под цвет тела, что важно при покраске. Но при этом италовские наборы имеют довольно ощутимый облой, хотя и не такой чудовищный, как у италовских легионеров. Хотя италовского набора у меня нет, и смотрел его я в магазине и невнимательно, возможно мне попался набор нетипичный.
    Итак, с точки зрения технического исполнения преимуществами набора являются его хорошая деталировка и нормальный пластик, недостатками – неудачные позы и облой.
    Техническое исполнение - 8


Коробка набора от "Italeri", оборотная сторона.

    Разнообразие. В наборе из 46 фигурок, есть 13 вариантов пеших воинов. Из них есть очень неплохие командные группы, убитые воины, женщины. Положительный момент для варварского набора – наличие лучников, как ни странно но стрелков в варварских наборах делают редко (это единственный из более-менее доступных сейчас наборов варваров, где вообще есть стрелки). В наборе присутствуют отдельные щиты и дротики.
    Разнообразие - 8,5.


Первый литник, вид с двух сторон.

Второй литник, вид с двух сторон.

    Актуальность. Как я уже указал, набор зафэнтезеный до полного безобразия. Поэтому довольно сложно указать для войн и сражений какого периода этих «варварских» воинов можно использовать. В принципе, их можно использовать как просто европейских варваров примерно до III в нашей эры, но всегда и везде с большими натяжками. У большинства из них кельтские причёски и щиты, но одеты и вооружены они поразительно бедно, что нехарактерно для кельтов (гораздо беднее кельтов были германцы, Пайпмен предлагал считать их именно германцами). В их снаряжении огромная тьма анахронизмов. Их значки – черепа животных – примитивны, поэтому их можно считать варварами самых ранних времён, вплоть до «народов моря», если абстрагироваться от того, что один из них несёт кривой «антикопис» и среди них есть женщины.
    В общем, на безрыбье ими можно обозначать любых варваров, и везде они будут смотреться в лучшем случае странно. Но этак сгодится использовать почти любой галльский набор. Пожалуй, лучшее использование для этого набора – пополнение отдельными фигурками из него кельтских армий. В общем, набор был уже довольно неудачным в этом смысле ещё когда его выпускала «Эски», а сейчас, когда есть прекрасные галлы «Итала»-«Звезды» и кельты «Ревелла», помимо почти недоступных (у нас, но не за рубежом, а «Итал» ориентируется отнюдь не на российского потребителя) хэтовских наборов, совершенно непонятно зачем «Итал» переиздал это недоразумение. Даже ещё более старый и замшелый эйрфиксовский набор «бритов» и тот не настолько фэнтезиен.
    Актуальность - 4.

    Доступность – средняя. Набор можно без больших проблем купить в Москве и Питере, либо с некоторым трудом в крупных городах европейской России.

   Историчность: 3
   Техническое исполнение: 8
   Разнообразие: 8,5
   Актуальность: 4
   Итого: 5,875 балов







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=177