Revell 02550. «Normans. 1066.»
Дата: 28/04/2004
Тема: Миниатюры 1:72. Средневековье XI-XIII в.




Автор обзора: Tengel 

    Первая попытка «Ревелла» сделать средневековый набор, ему лет десять-двенадцать, не меньше. К сожалению, этот набор «Ревеллом» уже не выпускается, и доступен только в очень усечённой форме на одесских «звездочках». Это очень неплохие раннесредневековые европейские воины, и до недавнего времени этот набор был единственным, содержавшим раннесредневековых конных рыцарей. Теперь это уже не так, но всё равно всадники из этого набора, имхо, – лучшие из раннесредневековых.


    Историчность. Начнём, как водится, с временных рамок. «Ревелл» очень точно обозначил их на битву при Гастингсе 1066г и вообще завоевание Англии Вильгельмом. Именно об этом написано на коробке мелким шрифтом, («Ревелл» обычно помещает коротенькие аннотации своих наборов). И с рамками «Ревелл» попал довольно точно.
Дело в том, что в качестве основного источника ревелльные скульпторы и художники использовали ковёр из Байё, изготовленный женой Вильгельма лично сразу после событий, причём о том, что герцогиня и её фрейлины не видели сами, они узнали со слов очевидцев и участников событий. Считается, что многие персонажи на ковре обладают даже портретным сходством со своими прототипами. Поэтому, ковёр из Байё можно приравнять почти к документальному фильму по достоверности. Кстати, многие фигурки в наборе имеют прототипы на ковре.
    Итак, набор изображает воинов нормандского герцога Вильгельма Бастарда. Я намеренно не говорю «нормандцев», так как в его войске при Гастингсе были собраны не только нормандцы, но воины вообще со всей Северной Европы и из Северной Франции, привлечённые перспективой получить земельные владения в новой стране. 
    Воины снаряжены в основном длинными каплевидными «норманнскими» щитами, коническими шлемами, длинными кольчугами. Из оружия большинство из них несут длинные прямые мечи. К сожалению, львиная доля этого набора – тяжёлые пехотинцы с мечами, воинов в другом вооружении очень мало (буквально один воин с топором на длинном древке, один – с копьём и один – с длинным копьём со значком, один – с копьём, закрывающийся щитом, и один – метающий дротик). Кроме пехоты в наборе есть два рыцаря на вздыбленных конях с каплевидными же щитами, в длинных кольчугах, конических шлемах и «пустыми руками». Одному надо в руку установить копьё, а другому – на выбор меч, топор или дротик-сулицу. В наборе есть и четыре варианта лучников. Два – в «гражданской» одежде (у одного на голове только шлем), стреляющих из лука стоя, вероятно, слуги, и два – в конических шлемах и кольчугах, вероятно, профессиональные воины. Наконец, есть один воин в небоевой одежде, без шлема, просто фехтующий мечём. К нему вообще-то отношение противоречивое. Вроде бы, не ясно, что он делает так легко одетый в битве, но мне нравится иметь в своём распоряжении универсального средневекового дворянина, который на досуге упражняется, или отбивает неожиданное нападение.
    Что касается командных групп, то их в наборе нет, или они совершенно невразумительны. Есть один воин с шестопёром, которого на безрыбье можно считать командиром, и один – несущий кавалерийское копьё с маленьким значком на конце, которого на безрыбье можно счесть знаменосцем, и всё.
Огромный плюс историчности этого набора – аккуратное и, я бы сказал, фанатичное следование источнику, однако огромный недостаток - его композиция, чудовищный перекос в сторону крутой пехоты, очень небольшой процент всадников (всего 2 конных на 40 пехотинцев), практическое отсутствие командных групп.
    Историчность – 8 баллов.


    Техническое исполнение. Набор, как уже было сказано, очень старый. Поэтому, ожидать от него чего-то особенного в плане технического исполнения нельзя.
    Ревелльные наборы вообще, и этот – в особенности отличаются несколько баскетбольной анатомией своих фигурок. Это, конечно, не заметно ни с первого, ни со второго взгляда, а только при внимательном сравнении с италовскими, например, фигурками. Вероятно, это объясняется двумя факторами. Во-первых, ревелловские скульпторы таким образом учли оптический эффект при котором объекты при взгляде на них сверху вниз кажутся приплюснутыми, и попытались его скомпенсировать, и, во вторых, на ковре Байё люди изображены вообще худыми как спички, это, вероятно, тоже повлияло неосознанно.
    Что касается деталировки, то она довольно бедна по сегодняшним стандартам. Фактура кольчуги просматривается неплохо, детали типа ножен, перевязей, умбонов на щитах, некоторых деталей одежды и доспехов (вроде переносьев на шлемах), присутствуют, но их я бы не сказал чтобы много. Скорее, достаточно, чтобы набор выглядел добротно. Что же касается «тонкой работы», то её почти что нет на многих фигурках. Почти у всех довольно слабо намечены лица, от паттернов узоров на щитах есть только намёки, совершенно нераспознаваемые, мечи больше напоминают дубинки. В общем, всё хорошо для своего времени, но сейчас деталировка за рамки «удовлетворительной» не выходит.
    К двум всадникам прилагается довольно большой арсенал деталей для установки в руки: два копья, три топора, три меча и три дротика, все очень неплохо сделанные. Кстати, нормальной толщины.
    Но главная проблема – это позы. Больше десяти тяжёлых пехотинцев держат щит в левой руке, в правой – меч остриём вверх. И то, и другое – на отлёте, и совершенно раскрывшись. Немногие бойцы с древковым оружием – тоже в большинстве своём в позах «предбоевых» -- идут воздев свои копья и топоры горе. Из «ближних» бойцов нормально выглядит только поза фехтующего дворянина (впрочем, двумерная), бойца, закрывающегося щитом, и держащего меч над головой (впрочем, несколько искусственная), метателя дротиков и закрывающегося щитом копейщика (этих по одной фигурке в наборе). Позы «гражданских» стрелков копируют одна другую, подобно тому как копируют друг друга некоторые конники в италовских наборах, хотя позы стрелков в кольчугах довольно оригинальны. И, наконец, совершенно нестандартно и красиво выглядят рыцари на вздыбленных конях (конём из этого набора Одесса комплектовала звёздочки «своих» («италовских») конных сарацин). Честное слово, я жалею, что когда-то маловато закупил этих конников, когда Одесса была доступна в Питере. В целом же, почти все позы двумерны довольно-таки, но «Ревелл» вообще этим страдает.
    Некоторые проблемы возникают и с масштабом, в этом наборе он существенно плавает. Сидящий на колене лучник по высоте почти такой же, как большинство воинов. Рыцари-всадники сильно мелкие, впрочем из-за того, что они сидят на вставших на дыбы конях и сильно возвышаются над пехотой этого совершенно незаметно, если их специально рядом не положить. Впрочем, масштаб плавает не фатально.
    Набор отлит из тёмно серого с блеском «под кольчугу» пластика, который достаточно мягкий и легко обрабатывается. У меня уже очень поздний набор, один из последних, прессформа отчётливо видно, что изношена, но облоя нет совершенно.
    В целом по технике набор, производит впечатление довольно добротного, пусть и без изысков, но содержит много мелких недостатков.
    Техническое исполнение - 6 баллов.


    Разнообразие. В наборе 40 фигурок пехотинцев и 2 всадников. На 40 пехотинцев приходится 15 вариантов, и два всадника – тоже разные. Учитывая, что для всадников есть сменное вооружение, это даёт разнообразие даже выше мировых стандартов.
    Разнообразие – 8,5 баллов.



    Актуальность. Увы, актуальность этого набора, потенциально очень высокая сильно подпорчена его композицией. На сегодняшний день это единственный набор европейских воинов XI века, что, казалось бы открывает целый период военной истории от завоевания викингами Нормандии до Первого Крестового похода. Но в тот период главным родом войск была всё-таки рыцарская конница, при том, что пехота, всё ещё довольно многочисленная, утрачивала своё значение, а рыцарской конницы как раз в наборе почти и нет.
    Так что в принципе, набором можно изображать армии Европы конца Х–XI века, но не более ранние, для викингов там слишком тяжёлое вооружение, но в этом случае придётся дополнять его анахроничными рыцарями и конницей. Альтернативный вариант применения этого набора – русские армии. До выхода звездовских дружинников, это был единственный хоть как-то годный для них набор. Теперь эта проблема, конечно же решена, но всадниками можно пополнять русскую конницу, а тяжёлой пехотой и стрелками в кольчугах – русские пешие полки. По крайней мере, там нет такой чудовищной мешанины вооружения разных времён, как в звездовском наборе. Но, повторюсь, отсутствие конницы почти ликвидирует положительные вещи в актуальности этого набора.
    Актуальность – 7 баллов. 


    Доступность - крайне низкая. В России набор недоступен совершенно, разве что какой-нибудь коллекционер решит его продать. За границей – его тоже достать практически невозможно, поскольку «Ревелл» довольно давно прекратил его производство. Есть небольшая надежда, что набор будет «Ревеллом» переиздан в этом или будущем году. Луч света в этом тёмном царстве – Украина. Насколько мне известно, там фигурки из этого набора достать относительно просто, поскольку его делает на своих «Звёздочках» Одесса-«Архипелаг». (Кстати, первые средневековые фигурки в 72м масштабе, которые я купил и покрасил, была как раз одесская «норманнская пехота» зимой далёкого 1993 года. Причём, по качеству они совершенно не уступали ревелльным). И это ещё один повод надеяться, так как, кто знает, может быть когда-нибудь «звёздочки» вернутся на наш рынок. 

    Итог:
    Историчность – 8,
    Техническое исполнение – 6,
    Разнообразие – 8,5,
    Актуальность – 7,
    Итог – 7,375 баллов.







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=167