Звезда 8016. «Ливонские рыцари. XIII век.»
Дата: 19/05/2003
Тема: Миниатюры 1:72. Средневековье XI-XIII в.


Продолжается перенос обзоров со старых версий сайта.

Автор обзора: Tengel


    Это очень хорошая попытка «Звезды» сделать собственный рыцарский средневековый набор, после того как комом вышли «Русские дружинники». И, одновременно, первый набор, сделанный специально для «Эпохи битв»

    Историчность. С точки зрения исторического реализма «Ливонские рыцари» имеют несколько весьма любопытных особенностей. Главная из которых – это набор русского производителя, сделанный для русской аудитории. Во-первых, это именно те рыцари, которые оставили наибольший след в нашей истории – крестоносцы. Во-вторых, они сделаны так, чтобы отобразить самый известный эпизод русской средневековой военной истории – Ледовое побоище, то есть, в зимнем варианте.
    При работе над этим набором у «Звезды» совершенно очевидно главным источником был советский фильм «Александр Невский». Обратите, например, внимание на горниста, арбалетчика, кнехта с копьём, конного рыцаря и магистра, и у вас не останется ни малейших сомнений на этот счёт. И это на редкость правильный ход, поскольку «Александр Невский» – фильм легко узнаваемый, гениальный и многим памятный. Сходство фигурок с персонажами фильма пробуждает на подсознательном уровне в людях те чувства, которые вызывает фильм – гордость за свою страну, романтику борьбы за Отечество, и, одновременно, ощущение мощи рыцарской армии.
    Другим источником послужил набор «Италери» «Тевтонские рыцари». Если вы обратите внимание на магистра, то увидите, что в нём использованы элементы из «тевтонских» рыцарей, например, щит. Очень чётко просматривается влияние «Италери» и в попонах лошадей, доспехе конного рыцаря, позах «конного оруженосца» и пехотинца с топором (последняя – практически повторяет позу пехотинца с топором «рыцарей крестоносцев»). И, наконец, очевидно, что дизайнеры «Звезды» поработали и с серьёзной литературой, то, что в наборе присутствуют ливы-наёмники – это большой и неожиданный плюс.
    Говоря о вооружении, можно с большим удовлетворением признать, что «Звезда» не повторила ошибки «дружинников» и сделала довольно точное и исторически достоверное вооружение и снаряжение. На рыцарях ведрообразные шлемы-топхелмы, на кнехтах – «шапель де феры» (железные шляпы) и конические шлемы с наносниками. Не забыт и такой вариант, когда воин ограничивался кольчужным подшлемником, это тоже встречалось в армиях 13 столетия. На рыцарских шлемах вполне правдоподобные нашлемные украшения. Единственный шлем, который вызывает нарекания – нелепое «роботизированное ведро с чеюстью» у спешенного рыцаря. Из защитного вооружения у большинства «ливонцев» есть хауберки и котты, что тоже верно. Пехотинец с топором защищён, вроде бы, бригантиной, курткой с вшитыми металлическими пластинами. Что касается щитов, то вызывает сомнения большой миндалевидный щит «конного оруженосца», он скорее пехотный и для конника великоват, остальные щиты выглядят весьма правильно для своего времени – большие миндалевидные у пехотинцев, небольшие миндалевидные или треугольные – у всадников. Вообще-то такое сочетание было характерно и для 12 – начала 13 веков. К середине 13 века уже стали появляться щиты более сложной формы, но их было ещё относительно мало.
    Относительно наступательного оружия, тоже можно сказать, что оно скорее относится к 12-началу 13 вв, чем к середине 13 столетия. У германского рыцарства совсем нет моргенштернов и фальшонов, единственный у кого есть нечто, напоминающее короткий фальшон – «наёмный лив». Наиболее распространённое в наборе оружие – прямой меч. «Спешенный рыцарь» вооружён протазаном – единственным «современным» (для 13 столетия) оружием, все остальные «ливонцы» отличаются крайним консерватизмом в вопросах вооружения. Отраден факт, что большинство конников вооружены пиками, это серьёзное достижение «Звезды» в сравнение с другими производителями «рыцарских» фигурок. У магистра – шестопёр, обычное для того времени оружие полководца. Из вооружения пехотинцев имеет смысл отметить относительно большое количество арбалетчиков и толковых копейщиков. Отдельный разговор – «наёмный лив». Ясно, что он в полушубке и шапке, что ещё ждать от «туземного» солдата? С некоторой натяжкой можно объяснить и короткий чешуйчатый панцирь (достался ему случайно, может быть, как трофей). Понятен и круглый щит, дикий лив не следит за достижениями европейской оружейной мысли, да и вообще он скорее скирмишер. Но у меня всё-таки вызывают сомнения его дротики. Вряд ли ливы были этакими «пелтастами средневековья». И, хотя мне уже указывали, что, например, при Куртрэ сражались испанские наёмные метатели дротиков бидали, я сомневаюсь, что такое оружие как пехотный дротик имело большой смысл в 13 веке. Мне говорили, что у дротика пробивная сила выше, чем у стрелы. Согласен, но дротик можно бросить только на небольшое расстояние, представьте себе, что метателю дротиков противостоит всадник, сколько раз он сможет эффективно метнуть, прежде, чем всадник до него доскачет и затопчетзарубит. Скорее всего – ни разу, потому, что бросится бежать, когда всадник будет ещё относительно далеко. Так что дротики могут быть эффективны в полевых сражениях только против пехоты. Но на небольших расстояниях пробивная сила арбалетного болта ещё выше, чем у дротика, так что арбалет в данном случае лучше. Мне возразят, что у дротика выше «скорострельность», так как их не надо перезаряжать, как арбалеты, это верно, зато у арбалетов больше боекомплект. У дротиков перед арбалетами лишь одно несомненное преимущество – для их производства не нужно технической базы, достаточно иметь минимум железа и дерева.
    Что касается геральдики. В целом она соблюдена правильно, за исключением одной смешной детали. Весьма распространённым символом ливонских рыцарей были два красных скрещеных меча или один меч на белом фоне и над мечём (мечами) звёздочка, только вот не красная восьмиконечная, как на коробке, а жёлтая шестиконечная. Представляю себе дилемму, которая встала перед художником «Звезды» (эту коробку оформлял Каращук): согрешить против исторической правды или всё-таки нарисовать еврейский могендавид на щите врага русского народа. Если вы взглянете на коробку, то увидите, что «Звезда» предпочла политически менее щекотливый вариант. Что касается всей остальной геральдики, то она правильная. Красные мечи и кресты на белом фоне – обычные символы ливонцев, чёрные кресты на белом – тевтонцев. Символ, изображённый на щите у конного сержанта в германской геральдике того времени так и назывался – трёхконечный сержантский крест. Что касается узора на щите лива, то он похож на традиционный ливонский (не орденский, а народа, ливов – язычников) знак – перкунасов крест. Ни одного «индивидуального» герба, а не общевойскового знака в наборе опознать нельзя.
    По историчности – набор вполне годится как базовый (из-за хороших командных групп, разнообразия оружия и конницы с пиками) для создания орденской армии 13в или европейской рыцарской армии на тот же период, если изменить символику. Он весьма архетипичен и содержит только мелкие огрехи..
   Историчность – 9 баллов.

   
Комментарий "ГлавВреда". Вот насчёт "сомнительности" ливов-дротикометальщиков с Тенгелем не соглашусь. Начнём с того, что "культура дротика" в Европе была развита среди множества этносов. И вполне успешно соседствовала и с той же тяжёлой конницей. Другое дело, что выходить с дротиком на тяжёлую конницу это тоже самое что "с голой пяткой на саблю", но тем не менее число тактических задач решаемых такими воинами вполне велико и распространены дротики за счёт простоты изготовления были более чем широко. Я не специалист по ливам, но рассмотрим, например, наших предков. Вот как А.Зорин описывает в своей статье "Липицкая битва" действия новгородцев: ""Не хотим умирать на конях, будем биться пеши, как отцы наши на Колокше!" – отвечали новгородцы... ....новгородцы спешились, сбросили сапоги и верхнее платье, и с громким криком бегом начали спускаться по склону Юровой горы. ..Набрав скорость, новгородцы с ходу взлетели на склон Авдовой горы и ударили на врага, осыпав его вначале сулицами, а затем сойдясь врукопашную "с киями и топорами". Сулица - это тот же дротик, а новгородцев "дикими" уж никак не назовёшь - Новгород крупнейший торговый город Руси. И год между прочим 1216-ый, и до начала 1-ой русско-ливонской войны всего 17 лет осталось, до 2-ой - 24 года, до "Ледового побоища" - 26. Так что предположить, что "дикие" ливы так же использовали в бою дротики можно без особых натяжек. А вот сравнение дротиков с арбалетами, имхо, некорректно. Арбалет это высокотехнологичное оружие, которому у ливов в тот период делать нечего. Более того, "стальные" арбалеты были тогда ещё дороги и редки и среди "продвинутых" народов Европы. Деревянные же и композитные арбалеты никаких особых преимуществ не давали. Так что дротики в тот период еще вовсе не "канули в Лету", являясь весьма эффективным метательным оружием на небольших дистанциях (кстати, сомневаюсь всё же, что с большей пробивной силой нежели у стрелы - тут всё же надо уточнять о каком дротике идёт речь, о какой стреле и из какого лука выпущенной, и на какой дистанции проводится сравнение).- Pipeman

      Техника исполнения. Приходится признать, что по техническому исполнению «ливонские рыцари» для «Звезды» – шаг назад.
    Масштаб соблюдён и нет непроливок и облоя, что несомненный плюс. Но дальше начинаются невыгодные для «Звезды» сравнения с италовскими наборами.
    Деталей на фигурках не сказать чтобы мало, но сделаны они куда менее отчётливо и более топорно, что-ли, по сравнению с «Италом». У фигурок есть лица, но они едва намечены. Детали и паттерны гербов невыпуклые и нередко неочевидные возьмите, например, крест на груди спешенного рыцаря, который рассечён ремнём перевязи именно таким образом, что не вдруг догадаешься, что это крест. В общем, впечатление складывается какое-то такое, будто хотели повторить гениальный лаконизм деталировки «Греческой пехоты», но почему-то не получилось.
    Отдельная деталь, характерная для «Звезды» – кривые копья.
    Не очень удались «Звезде» позы. Получилось несколько поз, заимствованных из других наборов, в первую очередь – италовских. Конный оруженосец – это классическая поза италовских нерыцарских конников (такие фигурки есть у италовских крестоносцев, орденцев, там две фигурки, в обоих наборах столетников, у монгол) она стала уже чем-то вроде «четырёх всадников апокалипсиса» реинкарнации которых есть в каждом кавалерийском наборе «Хэта». Теперь вот она появилась у «Звезды». Со страхом жду её реинкарнации у звездовских конных самураев. Поза пехотинца с топором такая же, как у пехотинца с топором у италовских крестоносцев, а пехотинец в коническом шлеме,поднявший меч – реинкарнация одного из ревелльных «норманнов». «Лив»-реинкарнация пелтаста за недостаток не считается, поскольку это поза – звездовская.
    Что касается поз, придуманных «Звездой», то многие из них грешат опереточностью. Взять хотя бы того же спешенного рыцаря, бросающегося в атаку с протазаном. Это же балет! Он же на пуантах практически стоит! Поза неплохого звездовского арбалетчика (отклонился назад) такая, как будто он выстрелил из арбалета и получил отдачей в плечо. По-моему у арбалетов не бывает отдачи, хотя тут у меня личного опыта нет и поручиться за это я не смогу, надо у людей стрелявших спросить. Но даже, если и есть, то всё равно такая поза бессмысленна, поскольку арбалет натянут и выстрела ещё не было. Полна театрального драматизма и поза бойца, который крутит над головой топор. А «магистр», который атакует, глядя назад и указывая назад своим шестопёром. Сразу вспоминается традиция советских солдатиков, где командир обязательно бежал в атаку повернув голову назад и, воодушевляя своих людей, стрелял из своего пистолета назад в воздух. Вот и получается, что в актив «Звезде» можно записать три позы кавалеристов (рыцаря, кнехта и знаменосца) не представляющих из себя ничего выдающегося, две толковые позы пехотинцев (сидящего кнехта с копьём и пелтаста-лива) и одну действительно очень удачную – горниста. Лошади в наборе только бегущие, что неплохо. Не очень хорошо то, что из трёх вариантов лошадей, два друг от друга почти не отличаются.
    Фигурки выполнены из серого неяркого пластика «под кольчугу». Облоя практически нет, пластик довольно мягкий.
    Техническое исполнение - 6 баллов.

    Комментарий "ГлавВреда". Имхо, Тенгель, всё же занизил оценку за "техничность". При всех недостатках качество этого набора скорее на "хорошо". Не "отлично" всё же, но и не "удовлетельно". Всё-таки неплохое литьё, приличный материал, мелкая деталировка, неплохие (пусть и "вторичные") позы - это в М 1:72 уже очень много. Просто Тенгель, как обычно, "очень строг". Но если исходить из столь жёстких критериев, то наборы "Hat" например должны получать оценку "за технику" в районе 1-3. ;). Так что я бы "ливонцам" выставил где-то 7-8 баллов за техническое исполнение. - Pipeman

    Разнообразие. В наборе 9 конных и 24 пеших фигурки. Конных фигурок 5 вариантов, пеших – 7 вариантов. Если сюда добавить три варианта лошадей, два варианта копий для всадников и два варианта больших щитов для пехотинцев, то разнообразие будет очень высоким.
    Разнообразие – 9.

    Актуальность. Актуальность я бы оценил довольно высоко, несмотря на то, что это не первый орденский набор на нашем рынке. Во-первых, это набор, где представлена не только орденская кавалерия, но и пехота. Во-вторых, это набор «зимнего» рыцарства, что тоже большая редкость (зимние рыцари есть помимо них пока только одни – италовские тевтонцы, но они не так ярко выражены). В-третьих, набор хорошо сбалансирован по количеству рыцарей, вспомогательной конницы и пехоты. В нём хорошие командные группы и все роды вооружения 13в. Единственно – там многовато спешеных рыцарей. В общем, тот факт, что «ливонцы» делались под варгейм пошёл им на пользу.
    Набор можно рекомендовать как базовый для создания рыцарской армии 12-13 веков, в особенности орденской. В сочетании с италовскими тевтонцами и италовскими крестоносцами можно сколотить красивое и разнообразное войско. Ещё было бы неплохо добавить к ним пару звездовских же епископов или фиксовских монахов.
    Актуальность – 9.

Доступность набора – высокая.

    Итог. Это хороший в целом набор. Разнообразный, актуальный, исторически неплохой, несмотря на некоторую политическую анекдотичность. Он не очень удачно выполнен технически, но он не сильно отстаёт от лучших в этом отношении наборов и идёт на одном уровне со средними. Так что, это небольшой недостаток.

   Историчность – 9
   Техническое исполнение – 6
   Разнообразие – 9
   
Актуальность – 9







Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=156