ДБА для чайника. Руководство по Стратегии
Дата: 01/09/2005
Тема: Варгеймы. Правила.


Разумеется, это перевод. Автор статьи - Крис Брантли (Chris Brantley), оригинал статьи находится здесь: http://www.fanaticus.org/DBA/guides/guide.html . Последняя модификация оригинальной статьи - Nov. 21, 1998

Вашему вниманию предлагается несколько советов, прислушавшись к которым вы существенно повысите свои шансы на победу в сложном и страшном деле варгейма, особенно по правилам De Bellis Antiquitatis (DBA). Эти советы, конечно же, не являются абсолютными гарантиями победы, но значительно повысят уровень вашего командования.

Итак.
1. Сосредоточьтесь на основной цели
Чтобы победить в ДБА (как и в любом другом варгейме), вам нужно уничтожить четыре вражеских элемента или завалить вражеского генерала, понеся при этом меньшие потери. Это основное правило диктует фундаментальную стратегическую истину ДБА: вы можете победить, выцеливая четыре самых слабых или обившихся от стада (от главных сил) отряда противника и, уничтожая их, старайтесь избегать более сильных отрядов врага. Или же вы можете ударить прямо в яремную вену (т.е. в Генеральский отряд) – и выиграть тем самым одним благоприятным броском кубика. Если вы сконцентрируете свое внимание именно на этой задаче и сосредоточитесь на нападении на те вражеские элементы, которые обеспечивают наиболее благоприятный исход в каждой отдельной схватке, тем более вероятным будет достижение общей победы.

2. ВЫБОР АРМИЙ
Несмотря на то, что ДБА базируется на системе 12 элементов, что подразумевает определенную степень баланса, не все армии ДБА созданы равными. Некоторые армии требуют использования некоторых преимуществ ландшафта в борьбе (например, Ранние Ливийцы или Античные испанцы). Другие содержат отряды разнообразных типов и предназначены для более искушенного "комбинируемого подхода к оружию" (например, Карфагеняне). Для нового игрока в ДБА возможно, окажется легче и продуктивнее (в терминах быстрейшей победы) выставить на поле боя армию, которая состоит из одного доминирующего типа войск. Концепция армии, построенной на одной определенной тактической схеме, как, например стена щитов, лес копий или стремительные штурмовые группы прорыва, упрощает требования к управлению сражением. И конечно, если вы выбираете армию, состоящую в значительной степени из самых мощных элементов (например Рыцари и/или Мечники), ваши шансы будут куда лучше.
Помните, однако, что некоторые специфические вражеские отряды могут превратить вашу сильную армию в бледную и уязвимую толпу. Смотрите совет 7 по проблеме взаимных слабостей, а затем тщательно исследуйте списки армий ДБА.

3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЛАНДШАФТА
Традиционно ландшафт может играть ключевую роль в определении результата сражения. Ландшафт может использоваться для засад или чтобы скрыть передвижение отряда от недоброго взгляда. Ландшафт может использоваться, чтобы защитить фланги. Высокие холмы дают значительное преимущество в обороне. Войска, которые действуют в плотном строю, будут поставлены в весьма неудобное положение, маневрируя на пересеченной местности.
Кроме того, что благоприятные факторы ландшафта необходимо отыскивать и применять, ДБА предлагает активное использование системы размещения ландшафта, которая увеличивает степень баланса в размещении ландшафта. Также, поскольку правила ДБА поощряют агрессора, стратегия во многом зависит от преимуществ ландшафта, а выбор статической защиты далеко не всегда приводит к победе.
Однако, ландшафт может содействовать вашей победе, если будет использован должным образом. Отсюда вытекают некоторые особенности:
* Сосредоточив ключевой элемент ландшафта в центре игровой области, вы можете получить стратегические преимущества вне зависимости от того, с какой стороны вы ведете наступление. Если ваша армия базируется на отрядах "ямки и холмика" (т.е., пересеченной местности), например Ауксиларии или Псилои, поместите элемент такого ландшафта в центр игровой области, где вы надеетесь встретить противника. Такое размещение местности может свести на нет преимущества вашего оппонента или даже спровоцировать разрыв в его линии.
* Если же вы базируете армию на отрядах "ровной площадки" (хорошо проходимой местности), как, например, фалангиты, старайтесь выставить минимум ландшафта в направлениях атаки.
* Размещение ландшафта возле боковых краев игровой области поможет укрепиться и защитить ваши фланги.
* Размещение ландшафта вдоль основной линии ваших войск в правильном месте поможет защитить ваш лагерь.

4. НАЧАЛЬНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ
Армии ДБА, подобно их историческим прототипам - довольно громоздкая вещь, чтобы можно было перестроить уже развернутые войска. Использование 6-гранной игральной кости, которая лимитирует движение элементов за игровой тур и ограничения на передвижение группы задним ходом означает, что армии стремятся двигаться только вперед, навстречу противнику. Таким образом, начальное развертывание войск может сыграть ключевую роль в определении, какие именно из предстоящих схваток между оппонирующими элементами окончатся в вашу пользу. Некоторые схватки имеют более благоприятные шансы, чем другие (смотрите совет 7 ниже). Поскольку правила комбинируют для игрока размещение войск последним и атаку первым, ДБА значительно повышает ценность хорошего начального развертывания. Защищающийся игрок может минимизировать преимущество своего противника, который будет расставлять войска последним, в известной мере. Например, собрав свои элементы в компактном формировании, которое позволяет дальнейшее перестроение с небольшими затратами PIPs движения в такое формирование, которое лучше соответствует данному противнику.

5. ДВИЖЕНИЕ
Сложные комплексные стратегии, которые требуют независимого движения нескольких отдельный элементов, в значительной степени зависит от прихоти числа PIP, выброшенного на кубике в конкретном игровом туре. Пожалуй, лучше сконцентрировать вашу стратегию как можно больше на групповых перемещениях, таким образом, чтобы все ваши войска прибыли туда, где вы хотите их обнаружить, и именно тогда, когда вы хотите их там обнаружить.

6. АТАКА ПРОТИВ ЗАЩИТЫ
По нашему мнению, ДБА покровительствует агрессивному стилю ведения сражения, ориентируясь на атакующую стратегию. В то время как ландшафт может предложить некоторые защитные преимущества, особенно если вы отстаиваете холм или берег реки, но как общее правило, вы не будете побеждать столь часто в ДБА, если вы выберете статическую неподвижную защиту. Помните, что вашему оппоненту нужно убить всего лишь четырех из ваших элементов для полной победы. Если вы выбираете стратегию ожидания да к тому же решитесь разделить ваши силы, чтобы воспользоваться благоприятной местностью, ваш противник сможет задаться целью обнаружить ваши слабые места и сконцентрировать свои войска, чтобы получить благоприятные шансы в каждом локальном бою.

7. УБИЙЦА ПО РАСЧЕТУ
В чем-то ДБА подобен классической детской игре "камень-ножницы-бумага" в том, как правильно вывести на поле различные виды элементов, повышая свои шансы на уничтожение или отступление врага, если вы выигрываете бросок кубика. Хорошие игроки ДБА знают эти соотношения назубок и планируют их заранее. Примерами ключевых пар являются:
* Псилои, ауксиларии и Легкая кавалерия убивают Слонов
* Слоны, Серпоносные Колесницы и Легкая кавалерия убивают Рыцарей
* Серпоносные Колесницы (на хорошем ходу) и наемники убивают меченосцев
* Рыцари убивают ауксилариев, Копейщиков, Пикинеров, Псилоев и Наемников на хорошем ходу.
Некоторые элементы особенно трудны в опрокидывании из-за своих положительных модификаторов (особенно меченосцы с +5 против пехоты и Слоны или Военные Фургоны в +5 против конницы). Хотя и на них может найтись управа. Достаточно выбросить на кубике вдвое больше противника, пусть даже и модифицированного.

8. КОНРОЛИРУЙТЕ СВОИ ФЛАНГИ
Игрок ДБА часто разрывается между выбором использования некоторых типов отряда в поддержку элементов фронтальной линии (чтобы получить дополнительные бонусы) или помещения этих элементов в главную линию, чтобы получить максимальный перевес в центре и минимизировать опасность охвата флангов. Элементы пикинеров, поддерживаемые вторым рядом элементов пикинеров, получают модификатор +3 в бою. Так же и копейщики приобретают модификатор +1 , если поддерживаются подобным элементом. Однако сокращение вашей боевой линии на один-два элемента может подвергнуть ваш фланг или даже тыл опасной атаке с модификатором -1 за окружение. Как только фланговый элемент уничтожен или отступил, ваша главная линия может быть атакована по частям с отрицательным для вас модификатором в каждой схватке.
Так что же является лучшим подходом? Если ваш противник растягивает свою линию, чтобы охватить ваш фланг, старайтесь также растянуть свою линию, остальные факторы практически не дадут ощутимого преимущества, разве что только упоминавшиеся уже пикинеры с их +3 модификатором. Вы этом случае есть смысл организовать взаимную поддержку отрядов и использовать их в качестве грозного тарана, чтобы быстро разгромить врага фронтально и выиграть игру до того, как ваши собственные фланги будут поставлены в невыгодное положение.
Не забудьте также рассмотреть поддержку вашего Генеральского элемента, если это возможно, Копейщиками или наемниками, хотя бы потому, что потеря Генерала может привести к быстрому поражению, так что постарайтесь обеспечить своему Генералу такое преимущество, которое он только может получить.

9. ЗАЩИЩАЙТЕ СВОЕГО ГЕНЕРАЛА И ЗАЩИЩАЙТЕ СВОЙ ЛАГЕРЬ
Потеря Генеральского элемента заканчивает игру, если вы при этом утратили больше элементов, чем противник. Это делает вражеский Генеральский элемент главной целью. С его модификатором +1 и как одну двенадцатую часть вашей армии трудно не ввести вашего Генерала в сражение. Чтобы максимизировать шанс на успех, не забудьте убедиться, что ваш Генерал максимально поддерживается, насколько это возможно, и/или что вы не стравили своего Генерала с таким типом элемента, который имеет возможность быстрого "убийства".
Потеря лагеря классифицируется как потеря двух элементов в пользу оккупировавших войск, плюс добавьте потерю оборонявшегося элемента и/или лагерных обитателей, которые отстаивали лагерь. В игре, когда уничтожение четырех элементов ведет к победе, лагерь - сливовая цель. Убедитесь, что вы поместили свой лагерь позади защитного ландшафта и/или большей части вашей армии, таким образом, чтобы стремительная вражеская Легкая кавалерия или быстрые псилои не решили исход дела залихватским рейдом в ваш тыл.
Если быстрые вражеские элементы имеют беспрепятственную дорожку к вашему лагерю, то лучшая защита - это хорошее нападение. Прикиньте, а не можете ли вы выиграть игру с четырьмя вражескими потерями раньше, чем враг доберется до вашего лагеря.

10. БРОСОК КУБИКА
Выбрасывайте шестерки при любой возможности. Устойчивая доза шестерок излечит даже самые грубые тактические ошибки





Это статья «Поле боя» - Военная история в играх и миниатюрах
http://www.fieldofbattle.ru

URL этой статьи:
http://www.fieldofbattle.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=116