Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Странноватые ссылки...
ДаркЭйдж разве не обычная фентезя? Чего там постапокалиптического то?.. Да и по остальным многовато гоблинов и вахоподобной техники...
Постапокалиптика - традиционно сеттинги типа фолаута, резидент эвил, сталкера (игры) и т.п.
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 9017
Откуда: Киев, Украина
А "Appleseed" ("Яблочное зернышко") не постапокалиптика?
А ведь там ничего близкого к Фаллаута нет.
Само название жанра говорит ясно - мир после глобальной катастрофы. А она может быть совершенно любой и последствия тоже - любыми!
Что же до Дар Эйдж, то это чистый Фаллаут: только вместо инопланетян там "древние". Есть империя выживших, есть племена изгнанников (подвергшиеся сильной радиации), есть дикие мутанты и есть "древние".
Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Цитата:
Само название жанра говорит ясно - мир после глобальной катастрофы. А она может быть совершенно любой и последствия тоже - любыми!
Ненене! Не надо наводить тень на плетень. Катастрофа может быть любой и последствия - любыми, но вот мир должен быть либо наш, либо наш в ближайшем будущем. В самом ближайшем. Классический экземпляр - "будущее" из "Терминатор 1". Главное условие и фишка антуража - предельно близкий и понятный нам мир искаженный катастрофой. Если речь идет о каком-нибудь очень далеком будущем, типа "Безумного Макса", то это уже никто постапокалиптикой не назовет.
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Зарегистрирован: Mar 13, 2005
Сообщения: 1941
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
А, по-моему, -- не так.
Вот, есть такое слово: "варгейм". Дословно "игра в войну". Когда дети бегают по улице с игрушечными автоматами -- это варгейм? Отнюдь нет. Хотя игра в войну наличествует. А когда взрослые дяди из Пентагона устраивают большие штабные учения это "wargame"? Да, хотя никакой "игры" (game) по факту там не присутсвует. Люди на службе.
Отсюда вывод: если есть какое-нибудь понятие, обозначенное каким-нибудь словом, оно обычно не тождественно всему, что можно из этого слова вывести. Как "варгейм" не тождественен "детской игре в войнушку".
Точно также и с постапакалиптикой. Несмотря на то, что слово обозначает "после конца света", понятие, обозначаемое этим словом, значительно уже чем можно просто по словообразованию "пробить". Для примера "Там, где нас нет" Успенского никакая не постапокалиптика, хотя действие происходит после "конца света".
Вот, как у приёма "киберпанк" есть свои заложенные традицией особенности (выражающиеся в определённом антураже), также есть свои заложенные традицией особенности и у "постапокалиптики". И они тоже лежат в плоскости "антуража".
Имхо, правильнее было бы говорить не о "постапаокалиптике", а о "ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОМ ВЕСТЕРНЕ". В любом постапокалиптическом произведении дело идёт о жизни "между цивилизацией и дикостью". Есть остатки старой (или черты новой, возрождающейся) цивилизации, и есть дикий мир и опасности (или, наоборот, прелести) этого дикого мира. Действие что "Фолаута", что "Безумного Макса", что "Лучшего экипажа Солнечной" происходит НА ФРОНТИРЕ, возникшем после гибели старой цивилизации.
Вот фронтирные произведения (причём фронтир возник в результате глобальной катасрофы) -- это и есть, по-моему, постапокалиптика.
Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Цитата:
если есть какое-нибудь понятие, обозначенное каким-нибудь словом, оно обычно не тождественно всему, что можно из этого слова вывести
С этим я, естественно, согласен. По этому-то не всякий мир после катастрофы - постапокалиптика. Скажем, некода чудный эльфийский лес, в священное озеро которого попьяни нагадили злобные гоблины, превративщийся в темную чащу - вполне себе мир после катастрофы, но ни разу не постапокалиптика.
Цитата:
как у приёма "киберпанк" есть свои заложенные традицией особенности (выражающиеся в определённом антураже), также есть свои заложенные традицией особенности и у "постапокалиптики". И они тоже лежат в плоскости "антуража".
И с этим - тоже. С киберпанком все значительно проще - есть собственно киберпанк, и есть "киберпанковский антураж", где киберпанка как такового нет. Поскольку "Бегущего по лезвию" для постапокалиптики никто не написал, эталона у нас нет. Мое определние таково: постапокалиптика - сеттинг, в котором присутствует в явном виде много деталей современной нам жизни, но материальная составляющая в целом или хуже, или стремительно таковой становиться.
Цитата:
правильнее было бы говорить не о "постапаокалиптике", а о "ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОМ ВЕСТЕРНЕ".
А мое имхо - это поджанр. Есть немало сеттингов, где никакого противостояния дикости и цивилизации нет, как и немало произведений, где нет никакого "вестерна" и даже героев-одиночек нет.
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 9017
Откуда: Киев, Украина
Во вам еще пример "Водный мир".
Ничего общего с Фаллаутом кроме Катастрофы, но ведь чистый ПА со всеми фишками: неоварварством, мутантами, монстрами...
2 Ronin
Что такое на твой взгляд романы Беркема Аль Атоми: ПА, альтернативка или фантастика?
2 Tengel
Так об этом и речь - главное условие ПА: мир (Земля) пережившая некую глобальную катастрофу: атомную войну, новый ледниковый период, глобальное потепление и т.д., которые привели к краху старого мира.
Очень часто при этом обязательной частью такого мира должно быть неоварварство. А также такие фишки как мутанты и мутации, монстры, инопланетяне, глобальные изменения экологии (Водный мир тут лидер конечно, да и Рассвет драконов не далеко ушел или Фаллаут, с его пустынями) и т.д. Но набор этих фишек может быть разным.
Например тот же "Почтальон" - это ПА с неоварварством и ВСЕ! Никаких иных фишек там нет и в помине.
Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Цитата:
Что такое на твой взгляд романы Беркема Аль Атоми: ПА, альтернативка или фантастика?
Откуда такая странная классификация? Любая ПА пока еще к нашему счастью является фантастикой. )) С романами не знаком, бегло глянул одинм глазом образцы в инете. По первичным внешним признакам - ПА. "Альтернативка" - это альтернативная история. Т.е. фанатзии на тему прошлого.
Как раз "Почтальон", "Водный мир", "Безумный Макс" и прочие на ПА тянут очень слабо, т.к. нет следов нашего мира. И там, и там наш мир и катастрофа остались в настолько далеком от действия прошлом, что попадают в предысторию сеттинга, а не сам сеттинг. С таким же успехом в ПА можно записать Берроуза, если заменить все слова "Марс" на "Земля".
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Зарегистрирован: Mar 13, 2005
Сообщения: 1941
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
"2 Tengel
Так об этом и речь - главное условие ПА: мир (Земля) пережившая некую глобальную катастрофу: атомную войну, новый ледниковый период, глобальное потепление и т.д., которые привели к краху старого мира."
А вот с этим, Eromin, я не согласен. Просто "переживания глобальной катастрофы и краха старого мира" -- недостаточно. Потому, что есть прекрасная книга Альфреда Бестера "Человек без лица". Там действие происходит в Америке ПОСЛЕ краха современной нам цивилизации в ходе большой войны. Но при этом действие происходит в развитом городе, гдк есть супермаркеты, богема, развита транспортная сеть, реклама, все люди одеты и более или менее сыты. И это никакая не постапокалиптика. Это фантастический триллер.
А потому, что не только СТАРАЯ цивилизация рухнула, но и НОВАЯ УЖЕ ПОСТРОЕНА.
Постапокалиптика, это когда одной цивилизации УЖЕ (почти) нет, а другой ЕЩЁ (почти) нет, если она вообще будет.
И я категорически не согласен, что постапокалиптика должна быть связана именно с НАШИМ миром. Берём классичекую вещь: Стругацкие, "Жук в муравейнике". Там есть кусок "отчёта Льва Абалкина". Самая постапокалиптика, в полный рост. Но мир не наш и разрушенная цивилизация не наша. Или "Обитаемый остров" тех же Стругацких. Там тоже постапокалиптика вполне себе. Но мир тоже не Земля, а Саракш.
Что же до "Марсианского цикла" Берроуза -- это не постапокалиптика не потому, что действие происходит на Марсе. А потому, что там, как и у Альфреда Бестера уже построена НОВАЯ цивилизация на месте старой.
Хотя, кк и любое "общее правило" этот принцип содержит массу исключений. Вот, "Кин-дза-дза" постапокалиптика?
С одной стороны, глобальная катастрофа на Плюке произошла. И планета, опять же, сплошной фронтир.
Но с другой -- там, насколько можно судить, уже вполне эффективно действующая цивилизация.
Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Как раз по этому я ни "Обитаемый остров", ни "Парень из преисподней" к ПА и не отношу, хотя "Обитаемый остров" писался с явным прицелом на. Сеттинг чистый, с нуля, да еще и Мак Сим картину портит. А вот какое-нибудь "метро 2033" - вполне себе ПА. В ПА одна из важнейших вещей - сопоставление "до" и "после", причем не с каким-нибудь вымышленным "до", а с нашим настоящим, всем нам хорошо знакомым. Оно может быть явным - воспоминания и размышления участников, может быть неявным с помощью худ.приемов ("терминатор" тот же), но быть в той или иной форме обязано. Главная фишка ПА как жанра, это вопрос к читателю/зрителю "А вот окажись ты там?" И это "там" должно быть на расстоянии руки, максимум - двух шагов, иначе станиславское "не верю".
Моя мысль со склерроузом проста - если действие ПА можно не моргнув глазом перенести в далекую далекую галактику, это уже не ПА, это уже просто фантастика.
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Зарегистрирован: Jan 04, 2005
Сообщения: 9017
Откуда: Киев, Украина
Ronin писал(а):
Как раз "Почтальон", "Водный мир", "Безумный Макс" и прочие на ПА тянут очень слабо, т.к. нет следов нашего мира. И там, и там наш мир и катастрофа остались в настолько далеком от действия прошлом, что попадают в предысторию сеттинга, а не сам сеттинг.
Ну тогда и Фаллаут не ПА - от былого мира еще меньше осталось.
П.С.
Кстати, а чем тебе первый "Макс" не угодил? Там ведь еще мир даже не развалился до конца.
2 Tengel
Не вопрос. Я твою позицию по требованиям к ПА прекрасно понимаю: неоварварство как первое условие, опережающее по значению саму Катастрофу.
Для меня же, на первом месте собственно Апокалипсис, "Глобальная Катастрофа" и мир после нее. А уж насколько этот мир далек от момента Катастрофы или насколько он изменился - это уже вторично.
Согласен и с позицией по "А потому, что не только СТАРАЯ цивилизация рухнула, но и НОВАЯ УЖЕ ПОСТРОЕНА." Именно новая цивилизация, поскольку новые государства могут быть и на осколках старой.
Потому я "Эпл Сид" и вспомнил - город по сути не новая, а осколок строй цивилизации, а мир все еще охвачен последствиями ПА.
Но также мы частично друг-друга не поняли. Место действия ПА всегда старушка Земля, априори. В других случаях - сайнс фикшн или фэнтези без вариантов.
Зарегистрирован: Mar 13, 2005
Сообщения: 1941
Откуда: Санкт-Петербург, Россия
А по мне -- так постапокалиптика это один из приёмов метода под названием "фантастика". То есть, "Это не постапокалиптика, это сайенс фикшн", для меня звучит также как "это не антоновка, это яблоко".
Зарегистрирован: Sep 19, 2005
Сообщения: 3215
Откуда: Москва, Россия
Eromin
Я не имею в виду "сразу после" - "еще грибок не рассосался". Я имею в виду, есть люди, современные нам по мировоззврению и полно шмотья из "нашего мира". В "почтальоне", например, кроме светлой идеи сша и винтовок, о нашем мире не напоминает ничего. А про Фоллаут я бы так не сказал - степень "удаленности" вполне сопоставима со "сталкером".
Tengel
В общем да. Что касается яблок, то мне кажется, имелось в виду "не антоновка, а какие-то другие яблоки".
_________________ С чувством непреодолимого отвращения я отшатываюсь от достойного всякого сожаления зла - непрерывных функций, не имеющих производных. Шарль Эрмит, 20 мая 1893 г.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах